@НЕБОЖЕНА
В Париже завершилась грандиозная выставка, на которой была представлена Коллекция Морозова - набор русской и иностранной живописи из государственных и частных российских собраний. Там, например, редкий Гоген и «Девочка на шаре» Пикассо.
Возвращение картин в Россию оказалось под вопросом. И из-за санкций, и из-за отсутствия нормального транспортного, прежде всего авиационного, сообщения. Французская сторона не хочет задерживать и тем более конфисковывать произведения искусства, что создало бы опасный прецедент. Но сейчас накал таков, что исключать что-либо нельзя.
Все сейчас вспоминают 2014 год, когда что-то подобное уже происходило со скифским золотом из Крымских музеев. Когда в 2014 году Крым вошел в состав России, золотишко гастролировало по Нидерландам. Пользуясь моментом, иностранные музейщики решили нам его не возвращать. Но тут ситуация совсем другая. Уже пишут, что «свекр Водяновой зажал наши картины» (самый богатый человек Франции Бернар Арно - спонсор выставки).
Страхи основаны на неосторожных высказываниях французской прессы. Так, была вброшено странное мнение о том, что картины из коллекции Морозовых должны остаться в Париже «на время русско-украинского конфликта и служить косвенной гарантией защиты французов, проживающих в России».
Русская коллекция французских импрессионистов и постимпрессионистов давно не давала французам покоя. Дело в том, что все лучшее собрано у нас, а не у них. В начале двадцатого века, когда свои плевали на Ренуаров и Матиссов с вершины Нотр-Дама, русские купцы покупали и собирали коллекцию. Михаил Морозов, к слову, первым разглядел и приобрел полотна Ван Гога. Потом французы спохватились, конечно, но было уже поздно. Все лучшее осело у нас.
Директор ГМИИ Марина Лошак предъявляет бумагу, которая подписана министром культуры Франции и в ней значится, что до 15 мая с шедеврами ничего не будет, потому что их освобождают от ареста.
К слову, Арно слишком многим обязан нашей стране. Только благодаря России молодой музей Фонда Виттона стал едва ли не популярнее Лувра. На второй год после основания музея, здесь показали привезенную из России коллекцию Сергея Щукина, шедевры Гогена и Пикассо (эту выставку мы могли видеть в 2019 в «Пушкинском»). Выставка побила все возможные рекорды и сделала имя молодому учреждению: как писали газеты, за короткое время его посетило больше людей, чем что-либо во Франции за последние полвека. Больше народу было разве что в 1967 году, когда в Париж прибыли сокровища короля Тута.
Тогда, в 2016 году директор музея Бернар Арно и его советник Жан-Поль Кавери лично прибыли в Москву, чтобы поблагодарить Путина и заодно просить его о новом великом одолжении. На сей раз речь шла о коллекции Морозовых, которая никогда прежде не покидала пределы России. Если дойдёт до такого скотства, как с золотом скифов или нашими 300 миллиардами, придётся снова брать Париж.