Общественность негодует! На прошлой неделе пресса
сообщила, что Президент своим распоряжением изъял из оборота иммиграционных служб США термин "alien" (дословно - пришелец) как устаревшее. Вместе с этим словом, которым традиционно обозначали лиц, не имеющих гражданства США, в официальных документах больше не будет использоваться и слово "illegal", то есть, нелегальный, для описания статуса иммигрантов.
По новым правилам, иммигрантов надо называть «noncitizen», то есть - негражданин.
Резиденты США с гринкартами будут называться resident noncitizen ("резидентствующий негражданин").
Проживающие легально в США держатели виз - nonresident noncitizen ("неризедентствующий негражданин").
А находящиеся в США иммигранты без легального статуса - undocumented noncitizen ("незадокументированный негражданин").
Такого стона по поводу предложенной терминологии в русскоязычном интернете я не припомню с момента, когда Департамент Образования порекомендовал школьным округам использовать в анкетах для зачисления детей в школу гендерно-нейтральные термины "Родитель 1" и "Родитель 2". Скрепы треснули. Общественность заволновалась, что им теперь, да в их собственной семье, не обратиться ни к матушке, ни к батюшке. Хотя, разумеется, никто обывателю не предписывает, как и к кому в его собственной семье обращаться, а рекомендация выпущена исключительно для бюрократов, организующих делопроизводство без учета гендерной идентификации родителей школьника.
И вот никогда не было - да вдруг опять! Целый день из одной публичной дискуссии за мной бегает коллектив возмущенных тем, что им теперь нельзя назвать нелегалов - нелегалами (а так хочется). На мои уверения, что на это священное право никто не посягает, и они, как частные граждане, могут пользоваться любой терминологией по своему усмотрению, возмущенная общественность не реагирует и предрекает стране смерть от чумы либерализма.
Понятно, что эти возбужденные умы не успокоить. Для менее эмоциональных поясню.
Президентская инициатива носит статус служебной записки для определенных (очень ограниченных) подразделений исполнительной власти. Эта записка, во-первых, выводит из оборота бюрократического языка устаревший термин "aliens", и, во-вторых, создает универсальную категорию undocumented noncitizen, которая выгодно отличается от нынешнего термина illegal alien тем, что охватывает группу лиц, которые находятся на территории США без документов, определяющих их статус, но в рамках действующих положений закона. Например, запросившие статус беженца могут быть в Америке без документов (undocumented), но - по крайней мере, пока дело находится на рассмотрении, - не нелегально.
Любопытно, что комментирующие, очевидно, не читали сам меморандум, который закрепляет использование слова illegal именно для категоризации деяний, нарушающих закон в уголовном смысле. Например, незаконное пересечение границы называется "illegal entry". В упрощенном смысле, в бюрократической номенклатуре теперь зафиксировано то, что, человек не может описываться термином "нелегальный", но совершаемые им действия (например, пересечение границы или доставка контрабанды) или предметы в обращении этого человека (оружие или наркотики) - могут описываться словом "нелегальные".
И эта служебная записка не налагает абсолютно никаких обязательств на частных лиц, которые могут пользоваться любыми словами в рамках своего словарного запаса и степени социальной сознательности. Частные лица могут описывать расовые характеристики сакраментальным словом на букву "н" и классифицировать людей по признаку сексуальной ориентации. Эта возможность определенным образом характеризует тех, кто считает возможным ей воспользоваться, но не является наказуемым деянием. Если вам по каким-то причинам важно описывать незадокументированных иммигрантов словом "нелегал", (и Вы не сотрудник иммиграционных служб при исполнении служебных обязанностей) - не беспокойтесь, на это право никто не посягает.
Купить книжку Мой канал на YoutubeРусскоязычная страничка FacebookВ Инстаграм меня можно найти как @logofilka.