Я как-то писала, что участвую в "наставнической" программе нашей штатовской коллегии. У начинающих адвокатов нашего Штата есть возможность через коллегию запросить помощь более опытного адвоката - разово, для работы над каким-то сложным делом, или на продолжительной основе для рутинных консультаций в процессе вхождения в профессию. Молодым адвокатам от этого польза в смысле практического опыта, а более опытным - засчитывают часы волонтерской работы на пользу общества.
И вот сегодня разговаривала с адвокатом, который в практике меньше двух лет. Он никогда не делал ни одного дела по рабочей категории, но как бы хочет попробовать, поэтому коллегия нас познакомила.
Молодой человек позвонил часа за три до времени, когда у него была назначена консультация с потенциальным клиентом. Но предварительную работу он проделал: прочитал нужную статью закона и одно прецедентное решение, касающееся данной категории. А категория сложная и довольно специфическая, там надо знать некоторые нюансы, чтобы обстоятельства клиента под них кастомизировать.
Значит, общаемся, я ему объясняю, что спросить на первой встрече с клиентом, чтобы понять, как применять легальный стандарт, какие аспекты надо будет описывать в сопроводительном меморандуме, и т.д. В какой-то момент собеседник меня прерывает и спрашивает: "А сколько ты за это берешь денег?" Я говорю, что, мол, обычно $ХХХХ. Товарищ в ответ говорит: "Тогда я возьму $ХХХХ <умноженное на полтора>" Поскольку у меня расценки вполне стандартные по индустрии, я решила поинтересоваться его политикой ценообразования. Пояснение меня озадачило. "Ты, - говорит, - этот процесс уже знаешь, поэтому у тебя быстро получится дело собрать, а мне надо еще разобраться, это займет время, а мое время должно быть оплачено." Я так осторожно интересуюсь, нормально ли оплачивать образовательный процесс адвоката деньгами клиента, а товарищ меня припечатал: "Тебе, может, и $ХХХХ ОК, а я заслуживаю оплаты своего труда." Нет, я как бы не против того, что труд должен быть оплачен, но все-таки от такой позиции остается некоторое чувство неловкости.
При этом товарищ еще в завершение разговора сказал, что, мол, "то, что ты это делала раньше, а я не делал ни разу, не является индикатором того, что я не смогу это сделать лучше, чем ты." Короче, парня ждет отличная карьера. На моей памяти круче была только тетенька, которой меня назначили ментором, но оказалось, что у нее было ожидание, что я буду бесплатно писать ей нарративную часть петиций и сопроводительных меморандумов, чтобы она впоследствии могла эти материалы использовать как образец в работе.