Культуры нет без идентичности. Уличная культура - пусть она и ремикс на традиционную, вынуждена существовать в общей рамке. Культура транслирует пережитые атмосферы. Культура - способ человека обозначить аутентичность своего существования, но она же - безусловно, и объединяющий фактор. Манифестация протеста и агрессии, победы или готовности оказывать сопротивление - у уличной культуры должен быть нерв. Если эта культура - нечто осмысленное, а не калька с западной.
Click to view
Стрит-арт проект модного «художника» - для кого-то выглядит круто и креативно. Для меня это - надругательство. Над историческим зданием в центре Москвы, но, намного в большей степени - над культурой в принципе. Почему?
Какое имеет отношение к культуре, например, компьютерная игра GTA? К сожалению, гораздо большее, чем может показаться. Действие сюжета разворачивается в «черных районах» Лос Анджелеса: гетто, где процветают безработица и уличные группировки. Из таких неблагополучных мест к нам вместе с борщевиком Брежнева привезли еще один сорняк, только произрастает он в умах. Группировка должна обозначать своё существование, чтоб о ней знали другие. Это как территориальное пИсание у животных.
![](http://ic.pics.livejournal.com/logo_stalker/73904796/9687/9687_600.jpg)
Скриншоты из компьютерной игры ГТА.
Так появилось то, что называют по разному: тэги, сигны, каллиграффити. В девяностые каждый уличный пацан обязан был иметь свою сигну и периодически рисовать ее баллоном или фломастером - на трансформаторных будках, и, острым концом автомобильных свечей зажигания - на стеклах вагонов метро, не забыв при этом поиздеваться над надписью «не прислоняться». Это тоже территориальное писанье. Я спрашиваю, чья идентичность за этим стоит? Что она из себя представляет? Что составляет ее заразную привлекательность, если она разрастается, как борщевик в нашей средней полосе.
Типичный случай применение тэгов(или сигн) на улицах мегаполисов.
Идентичность, естественно, западная. А что это такое? Что такое та пресловутая «американская мечта», о которой мы столько слышали за последние 25 лет, но так и не можем однозначно ответить? «Много трудиться и соответственно зарабатывать» - ой ли?. Американская мечта не должна и не может разбираться отдельно от религиозно-идеалогической индоктринации протестантизма. Чтоб понять, о чем тут речь, приведу простой пример. За что протестанты благодарят бога, садясь к трапезному столу - за еду? Не совсем. За то, что еда дана им, как милость божья. Потому что они лучше. А тем, кто хуже - индюшка не полагается. Это псалмы их исключительности. Но, вернемся к «сигнам».
Каллиграфитти в оформлении мзыкальных обложек.
Эта идентичность - низовая. А, находясь в низах западного общества, выбиться в люди можно лишь обладая исключительными качествами. Такими как нелинейное мышление, презрение к мещанскому благополучию обывателя, мания величия и проч. И, население этих низов общества это отлично понимает. Но исключительных качеств от такого понимания не прибавляется, а «дном» быть не хочется. Так возникает криминализация, культ силы денег, отказ от социальных норм. Романтизация единоличного триумфа, культ «Лица со шрамом»: вчера - чернорабочий, сегодня - шестерка у бандитов, завтра - царь горы.
Каждый уважающий себя чернокожий рэпер вешает у себя дома плакат из фильма Scarface.
Социокультурное ядро - поразительно устойчивая субстанция. И, в ядре нашего общества был и остается - коллективизм. Он, может находиться в сумеречном состоянии, спать, не осознавая себя, но черта с два он позволит заменить себя на противоположный культ - культ единоличного триумфа. Поэтому, ассимиляция западных «идеалов на экспорт» всегда казалась мне односторонней, недоделанной, а следование этим идеалам - слепым и бездумным. Мы до сих пор пожинаем уродливые отголоски лихих девяностых: маргинализация и криминальсть. В обществе потребления это не мешает таким установкам быть чертовски привлекательными. Доколе?
Глядя на террор с запада, живя под прессингом холодной войны, я спрашиваю, сколько можно пускать слюни на маргинальную культуру негров и рисовать сигны? В чем аутентичность человека, который стремится самовыражаться посредством таких кАлек с западной культуры, еще и не доосмыслив их. И, наконец, под что и чего ради могут объединяться в культуре люди, проговаривающие себя таким образом. В умеренно благополучные годы это может быть не выглядело бы так страшно. Но не в пору войны, причем войны с тем же западом, а так всё еще хочется под него косить! И, не столько потому, что так завораживающе очарователен этот запад - так ли уж. Скорее, себя стесняемся, тварищи. Вот, в чем проблема. Поэтому и западные лекалы выглядят круто и успешно, на фоне личных комплексов. А, куда, спрашивается, подевалась наша культура? Разве допустимо косить под низовых негров
в стране, родившей Станиславского и Немировича-Данченко, Мейерхольда и Вахтангова, Таирова, Товстоногова и других? В стране Эйзенштейна и Довженко, Ромма и Тарковского?
Потому что, пока у нас не будет самоценной культуры, простроенной вокруг настоящей русской идентичности - от стрит-арта до галерей, от андеграунда до консерваторий, о каком будущем можно говорить? Какое будущее нам построят почитатели запада, чуждые нашей культуре? Лишь, в полной мере осознав то и другое, можно говорить о таком будущем, в котором не будет ужаса и стыда, где можно будет говорить - до встречи в СССР!