Originally posted by
stomaster at
Музей Танков в Бовингтоне Перед поездкой в Лондон, Я изначально планировал любой ценой посетить военный лагерь Бовингтона, в графстве Дорсет, на самом юге Англии, где находится второй по значимости в мире (ИМХО), после подмосковной Кубинки, танковый музей.
Наш путь оказался не такой простой, хотя поезда с Лондона и ходят во все возможные концы государства, но в период моего пребывания на каком то участке железнодорожного пути близ Саутгемптона проводился плановый ремонт, что вынуждало делать две пересадки и преодолевать этот путь на автобусе задерживая время пути с 2 часов до 3 с лишним в одну сторону! Благо нужно отметить, что в такой цивилизованной стране все делается для людей, поэтому даже такое неудобство, было исправлено на должном уровне.
По пути мы проезжали Ла-Манш или Английский канал, кому как удобно
Как и большинство военных объектов, лагерь Бовингтон расположен вдали от основной цивилизации, в живописных местах. Железнодорожная станция Wool, была нашей конечной остановкой
До музея нужно добираться на такси, благо они там были
У входа в музей находится полигон, на котором в летние месяцы проходят шоу и реконструкции боев с участием танков. Название полигона говорит о том, что деньги с Персидского Залива дошли и сюда
Еще несколько слов о самом военном объекте. Он остается действующим объектом НАТО, что является основным финансовым источником музея. По словам одного из заведующих музея, денег от государства не выделяется. Еще одним источником дохода, помимо продажи билетов, являются мастерские по ремонту танков и изготовлению запчастей. Бовингтонский музей танков активно сотрудничает с другими музеями и частными коллекционерами.
Итак, теперь перехожу к самому музею, нам очень повезло, что мы попали на единственный день в году, когда вход бесплатный - в честь дня памяти, за основу которого взята дата окончания первой мировой войны. К моменту приезда все основные мероприятия уже прошли и людей было немного.
При входе в выставочную часть, сделаны инсталяции в виде разрушенных городов или траншей с характерными звуками, голосами и даже запахами, чтобы посетитель музея мог как можно лучше почувствовать ужас войны
Пункт записи добровольцев и призывников
Заходим в зал, посвященный первой мировой войне, где посетителей встречает сцена первого в истории появления танка в бою в 1916 году - английский Mark I
Немцы были в ужасе, эта сцена здесь тоже присутствует
Такой вот трактор, видимо и стал идейным прототипом первого танка
В некоторые танки можно было свободно зайти и ощутить атмосферу танкистов тех времен, для полноты ощущений внутри включался звук двигателя и голос, расказывающий про характеристики машины
Ещё несколько танков из зала первой мировой, что так и не приняли участия в боевых действиях. Такое количество раритетов времен Первой Мировой, можно увидеть только здесь
Это - единственный сохранившийся прототип многобашенного танка Independent, почти точная копия знаменитого советского Т-35
Очень жаль, что времени на детальный осмотр было мало, так как поезда через местную станцию проходят один раз в час, а нужно было успеть добраться обратно. Мы перешли в самый большой зал музея - зал, посвященный Второй Мировой войне, и нас сразу же встретил великий и могучий Королевский Тигр, вариант с башней Хеншель в циммерите (спец. покрытие против магнитных мин) . Самой большой серийный танк военного времени
И буквально в шаге от него вариант с башней Порше, гораздо более редкий экземпляр
Ганомаг - массовый и любимый бронетранспортер Третьего Рейха, знакомый многим по военным фильмам
Отличительной чертой музея является большая коллекция техники союзников, как военного так и послевоенного времени. Вот например, французский танк Сомуа
Британская Матильда
Крейсерский танк Крусардер
Ну и конечно, классический американский Шерман, самая первая модификация М4А1
Больше всего мне хотелось увидеть мощнейшую САУ Третьего Рейха - Ягдтигр. Это самое тяжелое бронетанковое оружие, принимавшее участие в каких-либо воинах. Боевая масса 75 тонн, калибр пушки - 122мм. На сегодняшний день, их в мире осталось только 3 экземпляра
Немецких танков здесь представлено очень много.
Панцер II - Лухс (Рысь), небольшой разведывательный танк
Самый массовый немецкий танк Панцер - IV, в модификации последнего периода войны
Панцер III в разрезе
Тяжелая немецкая САУ - Ягдпантера
И качественная рабочая лошадка Вермахта - Хетцер, чешского производства
Самой массовой самоходкой был конечно Штурмгешутц, или просто StuG. Их было множество модификаций. А в Бовингтоне стоит такая вот, с бревнами
Не забыты здесь и советские танки. Вот - самый мощный серийный танк до 1941 года, КВ-1 на защите Ленинграда
Рядом с ним, небольшая советская самоходка - СУ-76
Американский Першинг, хоть и практически не участвовал в боях в Европе, но также представлен в зале второй мировой, довольно впечатляющий аппарат
Еще бронеавтомобили
Здесь собраны многие интересные модели на базе танков, как например этот мостопрокладчик на базе танка Валентайн
Надо отметить, что музей здорово продуман, очень хорошо организован как для ценителей тематики так и для семейного времяпровождения. Во-первых, везде много информативного материала, во-вторых, очень хорошо все продумано для детей: в каждом зале есть игрушки, конструкторы, обучающие материалы(показывающие как работает то или иное устройство в танке) и даже небольшие тиры. С коммерческой стороны, при музее есть хороший сувенирный магазин, где можно купить различные товары для моделистов.
А для тех, кому надоели на свадьбе лимузины, могут воспользоваться свадебным танком
На стене есть два стенда, наглядная сравнительная характеристика стволов танков от Марка первой мировой до Тигра второй мировой
В третьем зале собраны танки послевоенного времени. Но на них Я почти не останавливался.
Вот к примеру бронеавтомобиль миротворческих сил сразу привлекает внимание
Ракетница Феррет
В музее открыли еще четвертый, новый зал, для танков, которые не поместились в предыдущих ангарах.
На вращающемся стенде, трактор, обшитый бронелистами, времен Первой Мировой - Маленький Вилли
Рядом с ним, еще один знаменитый английский танк Первой мировой - Уиппет
Mark II
Этот Виккерс забирают на ремонт или реновацию
Снова немецкая "тройка", только уже целая и готовая к бою :)
Американский двухбашенный танк М3-Грант, в английской модификации М3-Ли, поставлялся даже СССР по ленд-лизу
Чистокровные "Британцы", танки Черчилль и Кромвелл. Про "Черчилль", сам британский премьер говорил, что у этого танка еще больше недостатков, чем у него самого
Американский массовый легкий танк Стюарт
Колоритный французский танк Char B1 bis
Форма германских танкистов
Послевоенный немецкий танк Леопард I оказался очень удачным и до сих используется многими армиями
Известный немецкий танк Панцер V "Пантера". Эта модель с необычным камуфляжем была собрана уже после войны, из компонентов, вывезенных с разрушенного завода в Германии. После войны, страны антигитлеровской коалиции еще долго пожинали плоды немецких инженеров
Моя экскурсия по музею подходила к концу, и я заметил, что так и не увидел гордость музея - Тигр I, который кстати находится на ходу и время от времени устраивает представления для посетителей. Тигра I я вживую не видел, поэтому очень расстроился, когда узнал от сотрудника музея, что танк находится на ремонте.
По этой причине в музее была установлена копилка с надписью в духе "Помоги тигру остаться на ходу". Но каково же было мое удивление, когда сотрудник музея увидев мое огорчение и узнав, что я приехал издалека, нашел через 5 минут завгара, который любезно предложил показать мне тигра в гараже в процессе его ремонта!
Историю этого Тигра образца 1943 года наверное знают многие любители танков, он был захвачен практически невредимым, при отступлении немецких войск в северном Тунисе, Тигр получил прямое попадание снарядом под башню, в результате чего ее заклинило, экипаж покинул машину, а сам танк остался в отличном состоянии, след от снаряда вдоль ствола остался на нем и поныне
Несмотря на то, что в тот момент никаких работ в гараже не проводилось, техника безопасности должна была соблюдаться, и на меня одели яркую жилетку с защитными очками
Разобранный двигатель - основная причина ремонта
Места в ангаре было мало, хорошие фотографии сделать к сожалению не получилось, но тем не менее увидеть тигра, даже в таком состоянии - того стоило.
Надеюсь, что потраченное читателями время не прошло зря и мой рассказ вам понравился.
travelodessa