При въезде в Лебедянь по дороге из Липецка и Данкова, сразу же за железнодорожным переездом и старым элеватором, расположен слева от дороги классический храм с колоннами и осыпавшейся штукатуркой. Это Никольская церковь - единственный в Лебедяни храм, расположенный на левом берегу Дона, в бывшей Покрово-Казацкой слободе.
Всем любителям Лебедяни и русской истории рекомендую
сайт Лебедянь и
Блогерский путеводитель по районам Липецкой области.
Координаты храма: 53.009232,39.148815
Каменная холодная церковь святителя Николая Чудотворца начата была постройкой в 1825 г. лебедянскими купцами Корчагиным и Плешковым с помощью различных «доброхотнодателей» и попечением мещанина Филиппа Ивановича Проскурина. Закладку храма освятил настоятель Казанского собора протоиерей Аристарх Казмин. В 1831 г. храм был окончен постройкой и освящён 15 сентября того же года Преосвященным Евгением (Баженовым), епископом Тамбовским и Шацким. Архитектурной особенностью небольшого, крестовидного в плане храма, построенного в стиле позднего классицизма, стали четырёхколонные портики по сторонам света и главки, установленные не на углах четверика, как обычно, а на коньках фронтонов.
Никольская церковь строилась как кладбищенская и почти тридцать лет не имела ни самостоятельного причта, ни прихода. Лишь в 1859 г. по прошению жителей города, живущих на левой стороне Дона и посещающих приходской храм Покрова Пресвятой Богородицы на противоположном берегу, Никольский храм был обращен в приходской. Первым настоятелем его был назначен о. Василий Филиппович Рождественский. Кроме священника, причт Никольской церкви составляли диакон и псаломщик.
Со временем количество прихожан Никольской церкви увеличилось, и было принято решение о его расширении за счёт строительства новой трапезной. 18 марта 1877 г. в Тамбовскую духовную консисторию поступил на утверждение «План распространения в пригородной слободе г. Лебедяни каменной церкви», а 11 апреля т. г. проект был утверждён. В соответствии с ним предполагалось трёхнефную трапезную пристроить к западному торцу храма так, чтобы западная часть храма стала продолжением центрального нефа трапезной. Полная ширина трапезной должна была стать равной максимальной ширине крестовидного в плане храма. Колокольня соединялась с трапезной узким переходом по ширине, равной центральному нефу трапезной. Своды центральной части трапезной должны были опираться на четыре колонны. С юга и севера, по проекту, к ней примыкали паперти.
Но по какой-то неизвестной пока причине от первоначального проекта отказались, и к 1880 г. был подготовлен новый проект и вместе со старым 13 февраля 1880 г. направлен в строительный комитет Тамбовского губернского правления и техническо-строительный комитет МВД. 29 мая 1880 г. новый проект распространения Никольской церкви был утверждён, и в соответствии с ним трапезную часть храма построили по всей её длине, равной максимальной ширине храмовой части. Строительство трапезной было выполнено в два этапа. Изначально к западному фасаду храма приложили восточную стену трапезной, состоящую из трёх арок. Центральная служила входом в храмовую часть, две других примыкали к западной стене храма, образуя ниши. Одновременно возведена была часть существующей трапезной в четыре окна. После небольшого перерыва в строительстве западная стена трапезной была разобрана, и трапезную продлили до колокольни. После сооружения обширной тёплой трапезной в ней был освящён придельный престол во имя святителя Тихона Задонского. На рубеже XIX -XX вв. к колокольне с южной стороны пристроен не выступающий за линию южной стены трапезной притвор.
Согласно страховой оценке 1910 г., Никольская церковь имела длину с колокольней 58,5 арш., ширину 16 арш., а высоту до верха карниза 8,5 арш. В церкви 21 большое окно и 4 малых. Снаружи она была оштукатурена и побелена, внутри - оштукатурена и покрашена масляной краской, одна большая глава и четыре малых с четырёх сторон, все пять глав снаружи оштукатурены и побелены, большая глава внутри оштукатурена и окрашена масляной краской, потолок трапезной деревянный, бревенчатый, оштукатурен и окрашен клеевой краской. Высота трёхъярусной колокольни до верхнего карниза составляла 33 арш. Иконостас главного алтаря: длина 14,5 арш., высота 9,75 арш., иконостас придельного алтаря: длина 12,5 арш., высота 6,5 арш. Тёплый храм отапливали две голландских печи.
Земли у Никольского храма не было, а ближайшей к храму постройкой в начале XX в. был жилой деревянный дом священника В.И. Херувимова, находившийся в 30 саж. к западу от храма.
В приходе Никольской церкви на 1889 г. насчитывалось 418 дворов, в которых проживало мужчин 1 247, а женщин 1 324. В 1911 г. в приход храма кроме 585 дворов с 1784 жителями мужского пола и 1 746 жителями женского пола в Покрово-Казацкой слободе числились жители трёх других слобод: Покровской с 304 дворами, в которых проживали 991 мужчина и 987 женщин; Пушкарской с 134 дворами, 385 мужчинами и 389 женщинами; Стрелецкой с 95 дворами, 282 мужчинами и 257 женщинами. Для прихожан огромным событием становились посещения Никольского храма их архипастырем - епископом Тамбовским и Шацким. Так, 12 июня 1895 г. при обозрении епархии в Никольской церкви побывал епископ Александр (Богданов). Осмотрев храм, Владыка Александр побывал и в церковно-приходской школе при Никольской церкви, которая действовала с 1891 г. и находилась «в приличном помещении». Преосвященный Александр, епископ Тамбовский и Шацкий, убедился, что «школьное дело ведётся исправно: ученики отвечали по Закону Божию и пели удовлетворительно». Всем ученикам школы Владыка раздал книжки, которые принимались учениками с видимым восторженным удовольствием.
Другой Тамбовский Владыка - епископ Георгий (Орлов) - посетил Никольский храм 14 августа 1899 г. «Николаевский храм, личный снаружи и благоукрашенный внутри, был переполнен желающими принять архипастырское благословение, каковое и было преподано всем бывшим в храме... Школа имеет особое небольшое помещение, тесноватое для числа учащихся, в ней 33 человек, учащиеся отвечали и пели хорошо».
Никольская церковно-приходская школа первое время располагалась в церковной караулке, а в 1906 г. для неё было построено кирпичное одноэтажное здание, снаружи и внутри оштукатуренное, покрашенное клеевой краской. Длина здания составляла 19 арш., ширина 7 арш., высота 4 арш., окон в нём 11, сени размером 7×4 арш., высотой 2,5 арш.
В начале XX столетия учителями школы, в которой обучались 56 мальчиков и 37 девочек, состояли Павел Алексеевич Павлов и Семён Михайлович Попов. Заведующим и законоучителем школы при Никольской церкви был её настоятель - о. Василий Иоаннович Херувимов, прослуживший на этом приходе почти тридцать лет. Родился он в 1848 г. в семье священника с. Липовка Козловского уезда Тамбовской губернии, в 1870 г. окончил курс в Тамбовской духовной семинарии и до 1873 г. преподавал в земском училище в с. Жидиловка Козловского уезда, после чего был определён на должность псаломщика к Крестовоздвиженской церкви Тамбова. В 1874 г. он рукоположен в священника к церкви с. Монаенки Лебедянского уезда, откуда в 1890 г. переведён на должность настоятеля Никольской церкви Лебедяни. В этой должности от с 1892 по 1900 г. состоял членом-делопроизводителем Лебедянского отделения Тамбовского епархиального училищного совета, с 1900 по 1911 г. - его председателем, с 1911 по 1917 г. - постоянным членом совета, с 1899 по 1908 г. был помощником благочинного Лебедянского городского округа, многие годы был членом правления епархиального приюта для престарелого духовенства в Лебедяни, с 1892 по 1908 г. состоял членом-делопроизводителем Лебедянского отделения совета Тамбовского миссионерского Казанско-Богородичного братства. Священник Никольской церкви Василий Херувимов имел следующие награды: набедренник (1880 г.), фиолетовую скуфью (1893 г.), камилавку (1897 г.), золотой наперсный крест (1903г.), орден святой Анны IV степени (1914 г.), медали в память царствования императора Александра III и 25-летия церковно-приходских школ, а также крест в память 300-летия Дома Романовых.
На посту настоятеля Никольского храма о. Василия Херувимова в 1917 г. сменил о. Александр Александрович Гроздов, который около 1923 г. уклонился в обновленческий раскол и в сане протоиерея состоял в должности секретаря обновленческого Лебедянского викариального церковного управления, по крайней мере, в 1924 г. При нём в том же 1924 г. был проведён последний ремонт храма. После отъезда А.А. Гроздова на постоянное место жительства в Москву настоятелем Никольского храма стал Пётр Сергеевич Васильев.
Родился он 23 июня 1891 г. в с. Тёплом Лебедянского уезда в крестьянской семье. С 1910 по 1919 г. служил псаломщиком в с. Кузьминка Липецкого уезда, затем диаконом в Никольской церкви Лебедяни. В 1929 г. рукоположен в священника этого храма и прослужил в Никольской церкви до своего ареста в 1933 г. Священник Пётр Васильев вернул храм в лоно патриаршей Церкви. Свидетельством тому служит организация им торжеств в сентябре 1931 г. по случаю 100-летнего юбилея со дня освящения Никольского храма, которые посетил епископ Липецкий Уар (Шмарин), известный своей активной борьбой с обновленческим движением ещё с тех пор, когда он был священником с. Тютчево Лебедянского уезда.По случаю 100-летнего юбилея храма 27 сентября 1931 года в Николаевской церкви состоялось торжественное богослужение. По просьбе церковного совета на торжество был приглашён Липецкий епископ Уар, собралось почти всё духовенство, проживавшее в Лебедяни. Праздник удался на славу, многие из них ещё не ведали, что очень скоро почти все они будут высланы и расстреляны.
После того как в марте 1933 г. о. Петра Васильева арестовали и приговорили за антисоветскую агитацию по статье 58-10-2 к 5 годам ссылки в Северный край, Никольский храм вновь перешёл к обновленцам. С 1933 и по 1938 г. в нём служил протоиерей Андрей Михайлович Коренев, уроженец Украины, перешедший в обновленчество ещё в 1923 г. Судя по его докладу в епархиальное управление Елецкой обновленческой епархии, в 1936 г. Никольский храм посещали около 2 000 человек, что кажется весьма сомнительным, поскольку священники других обновленческих храмов Лебедяни - Покровского и Ново-Казанского собора - в это время приводили в своих докладах куда более скромные цифры.
Но и Кореневу, несмотря на его обновленчество и более чем лояльное отношение к советской власти, не удалось избежать маховика репрессий. В 1938 г. он арестован за то, что «во время религиозных праздников делал обходы по селу с различными богослужениями и тем самым разлагал массу колхозников», и приговорён к расстрелу.
После его ареста, с 3 февраля 1938 г., Никольская церковь, которая к этому времени оставалась последним действующим храмом в Лебедяни, оказалась фактически закрытой.
Весной того же года староста храма Павел Матвеевич Соболев и несколько прихожан при поддержке обновленческого священника Ивана Павловича Вишневского попытались собрать среди жителей Лебедяни подписи под обращением к властям с просьбой открыть Никольскую церковь для богослужений: «...в Никольской церкви г. Лебедяни за отсутствием священника не проводятся служения. Церковь находится в ведении коллектива молящихся и до сего времени не закрыта; от лица верующих слобод и г. Лебедяни мы просим НКВД разрешить нам в вышеупомянутом Николаевском храме, в крайнем случае, если нельзя нам производить служение в Николаевском храме почему-либо, то просим НКВД дать нам кладбищенскую церковь...»
Но в храме, половину которого местные власти и так уже несколько лет занимали под ссыпку хлеба, больше богослужения не возобновлялись. Впоследствии в здании разместились склады райпотребсоюза, затем службы автобазы. Новые хозяева уничтожили каменную ограду вокруг храма, здания церковно-приходской школы и сторожки. Да и сама церковь, лишённая кровли, постепенно пришла в аварийное состояние.
фото храма 1970 г. В 1992 г. здание Никольской церкви было поставлено на охрану государства как памятник архитектуры регионального значения.
Только в 2004 г. Никольский храм был передан Русской Православной Церкви, а в 2005 г. создан приход храма святителя Николая Чудотворца города Лебедяни. В том же году в трапезной части храма, приспособленной для богослужений, состоялась первая пасхальная служба. В 2006 г. лишенные кровли главки храма украсили новые купола из оцинкованного железа. В настоящее время в Никольском храме постоянно совершаются богослужения и силами прихожан продолжаются ремонтно-восстановительные работы.
Крест близ алтарной части храма:
Отрадно, что безбарьерной средой озабочены и священники:
Близ храма: