Мемориальная доска в честь философа Николая Фёдорова

Apr 29, 2013 13:00

К сожалению, в Липецке - крупном промышленном центре, бурно развивавшемся в советские годы - осталось очень мало старых домов. Давно уже нет и Липецкого уездного училища , где преподавал выдающийся русский мыслитель и просветитель Николай Фёдорович Фёдоров. Но зато есть мемориальная доска в его честь, размещённая на здании, близ стадиона "Металлург" по ул. Первомайской, где располагается магазин "ЦентрКнига".








Справочно

Николай Федорович Федоров (1828-1903) считается основателем такого своеобразного философского направления, которое в истории философии получило именование "русский космизм".

Он родился в селе Ключи Тамбовской губернии от внебрачной связи князя П.И. Гагарина и крепостной крестьянки (по другим сведениям - пленной черкешенки). Свою фамилию он получил от крестного отца. Окончив гимназию в г. Тамбове, Николай Федоров поступил на юридический факультет Ришельевского лицея в Одессе. Проучившись всего три года в лицее, с 1854 года он преподавал историю и географию в школах различных городов. В 1868 году Н.Ф. Федоров поселяется в Москве и в 1874 году начинает служить библиотекарем в читальном зале Румянцевской библиотеки (ныне - Российская государственная библиотека). Служба в библиотеке продолжались в течение 25 лет. Жил Н.Ф. Федоров очень скудно, ибо жалование было невелико. Однако верный христианским истинам он сознательно придерживался аскетических идеалов, а от своих небольших заработков он даже ухитрялся выделять некоторые суммы для собственных "стипендиатов", которых, фактически, содержал за собственный счет.

В эти годы, помимо службы в библиотеке, Н.Ф. Федоров много и плодотворно работает над собственными сочинениями и в течение нескольких лет создает свою религиозно-философскую систему. Правда, он практически ничего не публиковал при жизни, а если и публиковал - то без подписи. Но его труды расходились, хоть и фрагментарно, в рукописях, или же излагались изустно во время бесед. Благодаря этому, Н.Ф. Федоров получил большую известность среди ученых, писателей, философов, а в круг общения входили Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.А. Фет, В.С. Соловьев. Все эти выдающиеся отечественные мыслители очень высоко ценили Н.Ф. Федорова и его философскую систему, а В.С. Соловьев признал его "своим учителем и отцом духовным". Выйдя в отставку, Н.Ф. Федоров вскоре снова начал работать - теперь в библиотеке при Архиве министерства иностранных дел в Москве. Всю жизнь проживший в одиночестве, он скончался в больнице для бедных от воспаления легких.



Сочинения Н.Ф. Федорова были опубликованы только после смерти. Его философская система была изложена и отредактирована его учениками и друзьями Н. Петерсоном и В.А. Кожевниковым и издана в двух томах под общим названием "Философия общего дела" (т.1 - в г. Верный в 1906 г.; т.2 - в Москве в 1913 г.).

Вообще философская концепция Н.Ф. Федорова представляют собой оригинальный подход к решению традиционной проблемы русской философии, имеющей свое начало еще в древнерусской мысли - это проблема воскресения и спасения человека в Боге. Но Н.Ф. Федоров значительно и решительно расширяет рамки этой проблемы, поднимая ее до вопроса о спасении всей Вселенной от зла. И в этом смысле философия Н.Ф. Федорова - это оригинальная религиозно-мистическая и даже религиозно-фантастическая концепция. Она недаром получила именование "философии общего дела", ибо именно идея "общего дела" всего человечества лежит в ее основе. Сам Н.Ф. Федоров утверждал, что философия нужна для того, чтобы быть "проектом всеобщего дела". В чем суть этого "общего дела"?

С точки зрения русского мыслителя и традиционно для христианина, Н.Ф. Федоров считал, что целью бытия является устроение Царства Божия. Но как достигнуть этого высшего идеального состояния, если во всем мире, во всей Вселенной столь распространено зло? По убеждению русского мыслителя мир погряз во зле, ибо в нем царствует "небратство", разобщенность, безнравственность. Созданное человечеством общество - "зооморфное", "несовершеннолетнее", ведь оно основывается на превознесении эгоизма отдельной личности, а кроме того, общество расколото на многообразные сословия. А в результате, мир идет к концу, к своей гибели: "Нынешняя Вселенная стала слепою, идет к разрушению, к хаосу".



Следовательно, необходимо спасение Вселенной от разлившегося в нем зла, и главной силой спасения Федоров называет человечество: "Человечество призвано быть орудием Божиим в деле спасения мира". По его убеждению, Христос показал пример и принес людям знание о спасение, теперь же задача заключается в "обращении знания в дело". Собственно говоря, решению именно этой, действенной задачи человечества и посвящена вся философия Федорова. И в этом смысле, Федоров исходил из единства, практически тождества знания и действия, заложенных Богом в человека.

"Программа" знаний и действий представлена в Евангелии. Но Федоров считал, что человечество неправильно понимает евангельские истины. Он был уверен, что понимание Евангелия, как пути к индивидуальному спасению - это глубоко порочный путь, как раз и ведущий к гибели мира. Наоборот, Федоров призывал увидеть в Евангелии ее всеобщность и всемирность и, главное, программу всеобщего спасения. Но Н.Ф. Федоров не останавливается на идее всеобщего спасения человечества. Он мыслит глобально и очень широко. По его убеждению, раз человеку дано познавать Вселенную, то, значит, ему дано и владеть ею. Недаром он говорил, что людям предстоит "не только посетить, но и населить все миры Вселенной… Сего ради создан человек". Таким образом, Н.Ф. Федоров формулирует космически-божественную функцию человека: "Космос нуждается в разуме, чтобы быть космосом, а не хаосом". Поэтому власть человека должна распространиться "на все миры, на все системы миров до окончательного одухотворения Вселенной". Именно поэтому, Федоров и считается основателем "русского космизма", сторонники которого утверждали действенно-преобразующую роль человечества во Вселенной, в Космосе.

Однако человечество не может в своем разобщенном состоянии исполнить столь глобальную задачу. Главная причина - смерть, которая прерывает жизненный путь каждого человека. И тогда Федоров выдвигает смелый и неожиданный тезис - смерть преодолима. Ведь если Господь создал человечество для спасения Вселенной, то значит и преодоление смерти Он предусмотрел. Причем, Федоров понимал преодоление смерти не в метафизическом, традиционном для христианства смысле, как возможность достижения вечной жизни духа после физической смерти тела. Наоборот, он утверждает, что смерть преодолима именно в физическом смысле - человечество способно добиться физического бессмертия.

С точки зрения Федорова, смерть - явление временное, обусловленное "невежеством" и "несовершеннолетием" человечества, потерявшего свое единство. Следовательно, необходимо объединение всех сил всего человечества и, в первую очередь, веры и науки. Вера указывает цель - преодоление смерти, а наука дает средства достижения цели - с помощью науки люди могут победить природу и научиться управлять планетами, атомами и молекулами. Именно ученые способны создать идеальное общественное устройство - психократию, в основе которого будет лежать принцип всеобщего братства. И тогда человечество победит смерть.

Но, даже если человечество достигнет бессмертия, все равно того количества людей, которые сейчас живут и будут жить на Земле, не хватит для исполнения главной задачи - спасения Вселенной и заселения всех ее миров для борьбы со злом. Таким образом, преодоление смерти должно распространяться не только в будущее, но и в прошлое.

И здесь Федоров опять ставит перед человечеством сверхглобальную задачу - необходимо истинное телесное "воскрешение всех усопших" предков или, как называл их сам Федоров - "отцов". Он уверен, что люди настолько овладеют знаниями, что смогут "рассеянное собрать, разложенное соединить, то есть сложить в тело отцов", ибо люди уже будут уметь самосозидать свои тела из неорганических веществ. Федоров считал, что "патрификация" (воскрешение предков) предполагает возвращение к жизни "отцов" в новом, преображенном духовном и телесном состоянии. В результате, Федоров утверждает, что долг "воскрешения" (или "супраморализм") - это не только высшая нравственность, но и само христианство, превращенное из слепой веры в реальное действие. Не случайно в его трактовке Бог предстает всеблагим и любящим "Богом отцов не мертвых, а живых".

Собственно говоря, "воскрешение всех усопших" - это и есть суть общего дела. Таким образом, "философия общего дела" - это философия "всеобщего воскрешения усопших", которое Н.Ф. Федоров считает исполнением Божией воли: "Всеобщее воскрешение является последней целью, исполнением воли Божией, осуществлением метафизического совершенства, всеобщим счастьем".

В этом смысле нужно сказать, что подобные трактовки Н.Ф. Федоровым проблемы воскресения были очень нетрадиционны. Ведь с точки зрения христианского, в том числе и православного вероучения, возможно духовное воскресение после смерти. При этом на Страшном суде свершиться Божие решение - праведники будут удостоены вечной жизни, а грешники - вечных мучений. Иначе говоря, спасение будут удостоены не все. Н.Ф. Федоров понимает противоречие своей "философии общего дела" христианскому вероучению. Он писал, что всецело принимает учение о возможности "воскресения для вечного наказания", т.е. то, что вечное спасение будет даровано не всем. Но цель, которую русский мыслитель поставил перед собой, в том и состояла, чтобы показать: человечество способно само, без непосредственного Божиего вмешательства исполнить Его Высшую волю - достичь всеобщего воскрешения. Поэтому Федоров искал пути достижения "полного и всеобщего спасения - вместо спасения неполного и невсеобщего, при коем одни (грешники) осуждаются на вечные муки, а другие (праведники) на вечное созерцание этих мук". Итак, Н.Ф. Федоров подчеркивает возможность такого "всеобщего спасения". И если человечество не справится с этим "общим делом", то тогда уже Сам Господь будет решать кто достоин спасения, а кто - вечных мук.

Учение Н.Ф. Федорова сыграло большую роль в истории отечественной философии. Его идеи нашли свою интерпретацию в разных философских учениях. Н.А. Умов, К.Н. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский развивали "философию общего дела" в естественнонаучном направлении, создав и оформив учение "русского космизма". В частности, Циолковский утверждал, что "вся суть - в переселении с Земли и в заселении космоса". В другом, религиозно-богословском направлении, трактовали "философию общего дела" В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков и другие русские мыслители.

Библиотеки занимали в философии Фёдорова особое место. Фёдоров писал об огромном значении библиотек и музеев как очагов духовного наследия, центров собирания, исследования и просвещения, нравственного воспитания. В библиотеках происходит общение с великими предками и они должны стать центром общественной жизни, аналогом храмов, местом, где люди приобщаются к культуре и науке.
Фёдоров пропагандировал идеи международного книгообмена, использования в библиотеках книг из частных коллекций, организации при библиотеках выставочных отделов. При этом он выступал против системы авторского права, так как она очевидно противоречит нуждам библиотек.
Разработанная Н. Ф. Фёдоровым концепция музейно-библиотечного образования стала основой педагогических программ Международного общества «Экополис и культура».

философия, блогерский путеводитель, библиотека, Липецк, память, история, 310 достопримечательностей Липецка, краеведение, туризм в Липецкой области

Previous post Next post
Up