Во время пребывания в этом году в Таджикистане, по дороге в Джиргиталь, откуда вертолёт мчит на своих винтокрылах к поляне Москвина, столкнулся с таджикскими дорогами. И был очень многому поражён. Оставляя вне рассказа красоты дороги, ползущей змеёй по каменистым обрывам и проч., и проч., остановлюсь на другом.
В соответствии с договоренностями, китайцы тянут через весь горный Таджикистан транстаджикскую магистраль. Темпы работ такие, что нам и не снились!
Делают это китайцы, естественно, не от благотворительности. Всё больше государств этого региона включается в соперничество за возможность получать доходы от транзита грузов по Великому шелковому пути. Преуспевает в этом, на мой взгляд, Китайская народная республика. Уже подписан договор с Ираном о создании восточного ответвления от международного транспортного коридора "Север-Юг". Оно возьмет начало в иранской провинции Хорасан и протянется через Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан до Западного Китая.
Появление транзитных торговых путей через Таджикистан имеет все исторические основания. Караванные тропы пролегали по долинам Памиро-Алайской горной системы, занимающей центральную часть Таджикистана, задолго до нашей эры. Современные дороги во многих местах совпадают с древними караванными путями.
Участие в проекте важно для Таджикистана не только как для транзитного государства. Таджикистан - самое маленькое среднеазиатское государство с населением около 7 млн. человек. Горы занимают свыше девяти десятых территории страны. Основные богатства государства также таятся в горах. Список полезных ископаемых превышает 400 наименований. В числе важнейших - редкие и рассеянные элементы, цветные металлы, драгоценные и поделочные камни, уголь, соль.
Но главное природное богатство Таджикистана - гидроэнергетические ресурсы. Горы Таджикистана таят в себе и уникальные запасы чистейшей пресной воды. Страна готова экспортировать излишки энергии, и есть заинтересованные в ее получении - Индия, Китай, Пакистан. Сейчас за это разворачивается настоящая война. Всё это позволяет Таджикистану занимать стратегически важную позицию в регионе, только почему-то очень грустно за будущее братской республики, поставляющее нам урюк и гастарбайтеров.
Но китайцам надо отдать должное - дело они делают хорошо. Техника мощная и замечательная - вся в таджикских иероглифах.
Забрасываясь из Душанбе в Джиргиталь, минут за 15 до этого райцентра Таджикистана, мы пробили колесо. Сам Джиргиталь был раздолбан вусмерть!
Дней через двадцать тех мест я не узнал! Джиргитальские дороги были такие, что хоть яичко кати. А недалеко до того места, где над обрывом Сурхоба мы пробили колесо, со стороны Душанбе китайцы уже дотянули дорогу! По моим прикидкам, в день они укладывали километра по 2 - 3, перекрывая дорогу на целый день.
Дороги делают отличные. Убедился в этом, увидев трассу Душанбе - Худжанд. Одни только высоковольтные мачты в горах и многосотметровые тоннели чего стоят!
Удивился китайской дисциплине. Русские или таджики давно бы за «благодарность в оказании услуги» там сделали бы состояние, а азиаты нет - дело своё делают, тянут дорогу к своим городам и весям…
За полдня ожидания, пока откроют дорогу, досконально изучил весь их техпроцесс - выдерживают они его вплоть до минут. Пока не пройдёт последняя укаточная машина, на асфальт ни ступит никто!
В их взглядах на таджиков чувствуется презрение, на русских смотрят по-другому, уважительно и настороженно, но уверенно, с осознанием силы собственного государства. Единственные, кстати, кто не выразил удивление, увидев слепого альпиниста из Липецка Колю Орлова: «Русский…».
Вот только от их кипучей деятельности в исторической перспективе становится как-то не по себе…