Права женщины в Исламе. Часть третья. Заключение и расторжение брака

Jul 18, 2012 10:50

Оригинал взят у sajjadi в Права женщины в Исламе. Часть третья. Заключение и расторжение брака

Я рад, что мои первые два ( Право на содержание (нафака) и Хиджаб и нормы скромности) поста о правах и положении женщин в исламской религии вызвали такой отклик и активное обсуждение. Я бесконечно благодарен вам, дорогие друзья, и внимательно читаю ваши вопросы. Ведь относительно предписаний исламского закона бытует столько домыслов и небылиц, что многие его доподлинные положения остаются неизвестными.

Один из уважаемых читателей задал вопрос о том, распространен ли в Иране обычай похищения невест. Я могу ответить однозначно: эта практика находится в вопиющем противоречии с исламским законодательством!


Подобное в Иране запрещено и наказывается. И по нормам нашей религии, и сообразно общественным устоям такое невозможно даже себе представить. Ведь это тяжкое оскорбление, нанесенное и самой девушке, и ее семье, и самой исламской системе. Женщины в Иране пользуются особым почтением, даже взять постороннюю даму за руку или приобнять ее за талию - немыслимая и недопустимая дерзость. Не говоря уже об актах насилия, и не обязательно речь идет об изнасиловании в привычном для криминалистов смысле слова. Ударить женщину, наговорить ей фривольностей, увезти ее куда-то против ее воли - это тоже акты насилия.

Похищение невесты - это посягательство на неприкосновенность свободной личности, которая обладает свободой воли и правом выбора. Если молодой человек пылает чувствами к девушке, и она отвечает ему взаимностью, он должен прийти к ней в дом и попросить руки у ее родителей. Похищение, даже по обоюдному сговору влюбленных, не допускается.

Да и более того: запрещено выдавать девушку замуж вопреки ее желанию. Если отец сосватал свою дочь против ее воли за нелюбимого и устроил им свадьбу, по исламским законам такой брак вообще не считается действительным. И некоторые наши законоведы говорят, что в таком случае женщина может уйти из дома навязанного ей мужа без развода.

Для наглядности я приведу несколько фетв (богословских постановлений) аятоллы Макарема Ширази, у которого существует прекрасный и подробный сайт на русском языке:

В каких случаях девушке не обязательно получать разрешение своего отца для заключения брака?

Ей не обязательно получать разрешение отца, если она уже выходила замуж, и ее муж покинул этот мир или же они развелись. В этом случае она может заключить следующий брак без согласия отца. Также она может сделать это, если ее избранником будет достойный мужчина, но ее отец без уважительной причины будет против этого брака.

Девушка намеревается выйти замуж за порядочного верующего молодого человека, который по всем статьям подходит ей в мужья. Необходимо ли ей получить разрешение своего отца на брак с этим молодым человеком?

В этом случае, если отец будет возражать против брака без весомой причины, ей не обязательно получать его разрешения на брак.

К моей тете, молодой женщине 23-ех лет, сваталось несколько человек, которые были верующими и порядочными людьми. Однако мой дед, отец моей тети, отказал им всем. Он настаивает на том, чтобы она вышла замуж за одного нашего дальнего родственника, и говорит, что даст свое согласие на брак только с ним. Хочу спросить вас, как ей быть, обязательно ли ей, по настоянию деда, выходить замуж за нашего дальнего родственника?

Если сватавшиеся к вашей тете молодые люди были порядочными, верующими, подходящими ей в мужья молодыми людьми, то ее отец не имел права без серьезной причины отказывать им в браке с ней. Также он не имеет никакого права заставлять ее выйти замуж за вашего дальнего родственника. В этом случае вашей тете необязательно получать согласие отца для того чтобы выйти замуж за порядочного человека. Но вместе с тем будет намного лучше, если она сумеет получить согласие своего отца.

Фетвы мусульманских ученых гласят, что для того чтобы выйти замуж девушка должна получить разрешение своего отца. А до какого возраста девушки должны получать разрешение своих отцов? Например, должна ли делать это девушка, которой 32 года?

Если девушка не была замужем, то для того чтобы выйти замуж ей необходимо получить разрешение своего отца. Если же девушка уже достигла зрелого возраста, например, ей уже исполнилось 30 лет, то с точки зрения шариата при наличии необходимых условий ей необязательно получать разрешение отца. Этими необходимыми условиями являются - рассудительность и здравомыслие, возможность принятия самостоятельного правильного решения, способность осознать пользу и вред для себя.

В любом случае перед принятием такого важного решения как заключение брака мы призываем девушек и юношей советоваться с родителями, родственниками и близкими людьми.


Замечу, что другие уважаемые законоведы считают согласие отца на брак дочери обязательным в любом случае, если девушка раньше никогда не была замужем и, тем самым, не знала мужчины. Они убеждены, что ее возраст при этом не имеет значения. Однако разведенная или овдовевшая женщина рассматривается исламским законом как полностью самостоятельная личность, которая сама может принимать решение, когда и за кого ей вновь выйти замуж.

Но при этом Боже упаси выдавать замуж дочь без ее согласия! Это прямо запрещено исламским законом, и с этим согласны все без исключения наши богословы. Итоговое решение - только за девушкой. Если жених ей не по сердцу, ни один человек не вправе заставить ее выйти за него замуж.

Мы, мусульмане, верим, что Всевышний Господь по мудрости Своей не случайно даровал нам определенные законы. В любом из повелении Господа есть разумность и глубокий смысл. Невинная девушка еще плохо разбирается в мужской психологии и может стать жертвой корыстного и безнравственного человека. Да и к тому же - молодыми часто движут исключительно чувственные, эмоциональные порывы, но при этом их жизненный опыт минимален. А потому на отца - взрослого мужчину, немало повидавшего на своем веку и способного отличить негодяя от человека с серьезными намерениями - возложена миссия охранять ее от возможной ошибки.

Но власть отца при этом не безгранична. Конечное решение все равно за девушкой. И поскольку люди часто предвзяты, если отец несправедлив к жениху, молодые влюбленные могут обратиться к религиозному судье за советом. Если же исламский судья, справедливый и сведущий, постановит, что возражения отца не имеют под собой оснований, любящие смогут пожениться. Здесь я отмечу, что ввиду особенностей правящего строя Исламской республики Иран религиозный суд - это не что-то обособленное от государства, это и есть государственный суд, обладающий полномочиями принуждения.

Но коли женщина побывала замужем, и познала вкус семейной жизни, ее счастья, неурядиц, проблем и ответственности, она уже понимает, какой мужчина ей нужен, и почему ее прежний брак был не столь удачен. Она проанализировала свои и чужие ошибки и готова их исправить. Обыкновенно женщина всегда нацелена на создание и сохранение очага. По нашим преданиям развод - самое ненавистное для Господа из дозволенного. Но иногда это - единственный выход, и наша реалистичная религия не настаивает на том, чтобы мучить людей, если их брак превратился в нестрепимую пытку.

Однако потребность в домашнем тепле и гармоничном браке естественна и неизбывна. Пройдя через тяготы развода, люди - и особенно женщина! - все равно будут стремиться к созданию семьи. Разведенная женщина более всего желает не допустить развода снова, а значит, будет еще более взвешенно, руководствуясь жизненным опытом, подходить к выбору нового супруга. Ислам верит в разумность человеческих существ - будь то мужчина или женщина - а потому дозволяет взрослой, умудренной опытом (порой и горьким!) разведенной или овдовевшей женщине выбирать спутника жизни самостоятельно.

Первый брак у женщины или не первый, но в любом случае она также имеет право на брачный дар - мехрие. Это сумма, выплачиваемая невесте, своеобразный подарок, символизирующий готовность мужчины покровительствовать своей жене и поддерживать ее финансово.

Мехрие ни в коем случае нельзя путать с калымом за невесту. Отец и родня невесты не имеют никаких прав на обладанием этим имуществом. Оно принадлежит исключительно самой женщине - и она вольна распоряжаться им на свое усмотрение, точно так же, как и собственной зарплатой. Увы, мне доводилось слышать, как в некоторых мусульманских странах отцы буквально продают дочерей замуж. Эта чудовищная дикость противоречит положениям исламского закона! Такая практика - ни что иное, как попрание прав дочерей.

Не существует особых указаний относительно того, каким должно быть мехрие и какую сумму оно должно составлять. Теоретически девушка может попросить все, что ей угодно, и это является ее неотъемлемым правом. Современные иранские невесты обычно требуют очень большие мехрие. Считается, что уважающая себя девушка не согласится принять предложение руки и сердца, пока жених не окажется в состоянии предложить ей в качестве мерхрие отдельный дом, машину, солидный счет в банке! Мужчине нужно изрядно попотеть, заработав на женитьбу. Поэтому в Иране многие молодые люди сегодня вступают в брак довольно поздно, годам к тридцати. Хотя священная исламская религия, напротив, рекомендует не медлить с женитьбой.

Интересно, что на заре возникновения Ислама, во времена благословенного Пророка Мухаммада (да благословит Господь его и его семейство!) все было совершенно не так. То общество не придавало столь большого значения бренным материальным ценностям. И часто мусульманки требовали от своих женихов чисто символические мехрие. Иногда это было всего несколько монеток, иногда - обещание научить жену каким-либо сурам Священного Корана. В преданиях Святого Пророка говорится о том, что чем меньше мехрие, тем лучше, тем благословеннее брак. Но это скорее вопрос этики и личного выбора женщины, нежели исламского права. Современные мусульманки в Иране, признаться честно, мало следуют данной рекомендации! Они пользуются всеми теми благами и привилегиями, которые дарует им исламский закон. А с чисто формальной точки зрения он не накладывает ограничений на размер мехрие.

Но у этой медали есть и оборотная, в некотором смысле позитивная сторона. Большое мехрие является залогом стабильности брака и гарантией женщине на случай, если ее супруг погибнет либо пропадет без вести.


Порой сумма мехрие, вписанная в брачный контракт, составляет порядка ста тысяч евро! Однако это не значит, что женщина требует все это мехрие сразу же после свадьбы. Но если происходит развод по инициативе или вине мужа, он обязан выплатить ей все это мехрие, в противном же случае его ждет тюремный срок. А перечень случаев, когда жена может потребовать развода из-за неподобающего поведения мужа, достаточно велик. Сюда входит: отказ содержать жену или пропажа без вести сроком не менее полугода (если только жена не согласилась потерпеть и войти в положения, принимая во внимание сложности супруга с трудоустройством или тяготы военного времени), отказ от интимных отношений в течении четырех месяцев, тюремное заключение сроком более 5 лет, или обнаружение у супруга психического заболевания либо возникновение пагубного пристрастия (как то наркомания, алкоголизм), или деятельность мужа, угрожающая репутации жены и престижу семьи...

И даже если муж возьмет себе вторую жену без разрешения первой, по действующему иранскому законодательству. Она также вправе потребовать развода в любой момент, если отношения в полигамном браке не складываются. Правда, относительно этого пункта существуют дискуссии. Многие религиозные законоведы отказывают женщине в праве возражать против второй женитьбы мужа, ведь по закону мужчина может иметь максимум четыре постоянные жены. Они ссылаются на исламские тексты и постановления богословов.

Тем не менее, в иранском менталитете и культурной традиции многоженство не очень приветствуется. Большинство иранок относятся к нему негативно, а большая часть иранских мужчин - однолюбы по натуре, которым достаточно одной жены. Содержание семьи и попечительство над ней - тяжелый, кропотливый труд, и многие верующие люди не готовы взять на себя ответственность еще за одну семью, понимая, что это не развлечение, а дополнительные обязательства - и очень серьезные! Ведь за несправедливое обращение с женами мужчина ответит перед Господом как угнетатель.

Лицемерные западные правозащитники сетуют на то, что иранской женщине трудно развестись по своей инициативе. Но они либо лукавят, либо не знают истинного положения дел. Помимо развода по мужской инициативе или вине (это называется «талак»), в исламском праве есть и понятие развода по инициативе женщины (он носит название «хул»).

Замечу походя, что в Иране разводы по обыкновению осуществляются в суде компетентными людьми, знающими правила и законы касательно расторжения брака, и способными урегулировать споры относительно детей и имущества. В Иране признаются законными все исламские школы права - шиитская джафаритская (являющаяся официальной) и четыре канонические суннитские. А потому мусульманин может обратиться к судье того правового толка, нормам которого он сам следует, и решение этого судьи в любом случае будет иметь законную силу. Это важный момент, поскольку законы, регулирующие семейные отношения, несколько разнятся в зависимости от мазхаба (школы права). Однако, при всех отличиях, понятия «талак» и «хул» есть во всех исламских юридических толках.

Развод относится к категории «хул», если муж добросовестно выполняет свои обязательства по отношению к жене и семье, но она просит развода по причине отсутствия любви. В исламском священном предании (Сунне) рассказывается, что однажды к досточтимому Пророку (да благословит Господь его и его семейство!) пришла женщина и сказала, что не имеет претензий к мужу, что он праведный и честный человек, но она не может жить с ним более и дня, ибо не любит его, и он ей физически неприятен. Пророк велел ей вернуть ему мехрие, а после провел процедуру развода.

Тем самым, если женщина разводится по своей инициативе, но при этом муж ничем перед ней не виноват, кроме того, что не мил, она обязана вернуть ему мехрие. Но, как я уже упомянул, часто мехрие составляет такую баснословную сумму, что выплатить его трудно как мужчине, так и женщине! Кроме того, прекрасные дамы очень часто сами не хотят расставаться с дарованными им благами. На эту тему в 1997 году снят любопытный документальный фильм «Развод по-ирански». Он как раз посвящен такой тонкой и деликатной теме, как развод по инициативе жены. И мы видим, как милые женщины всеми силами пытаются доказать, что именно супруг виноват в разрушении их брака. Они делают это потому, что не хотят жертвовать дарованным мехрие, и совершенно не выглядят испуганными либо забитыми, хотя создатели фильма представляли его именно как документальное свидетельство о «тяжкой доле» женщины в Иране!

Впрочем, судьбе детей в случае развода родителей я посвящу отдельный пост, если будет на то воля Всемогущего и Достославного Господа.

Иран

Previous post Next post
Up