Да-да, войдите!

Jul 06, 2012 07:35

Оригинал взят у mark_y в Да-да, войдите!
Написал пост для school_lj.

Точки входа
Есть в журнальном деле такое понятие, как точки входа. Это такие особые места в статье или посте, куда невольно падает глаз человек. Их использование поможет блогеру увеличить посещаемость постов.

Человек ленив, воспринимает информацию клипово, выискивает только полезное и/или интересное. Надо помочь ему сэкономить время и положить кусочек интересного на самое видное место. Точки входа - идеальное место для тизера или другой привлекательно-завлекательной информации, после ознакомления с которой возникает желание одолеть весь материал. Они потому и называются точками входа - что через них хочется войти в текст.





Зачем они нужны мне?
Не пользоваться точками входа - всё равно что держать драгоценное «Шато Петрюс» 1946 года в пластиковой бутылке и разливать по пластмассовым стаканчикам. Ни тебе этикетки, которая бы сказала, что внутри; ни правильной посуды, которая помогла бы раскрыть аромат и вкус напитка; ни эстетической привлекательности, соответствующей ценности французского вина. Прямо скажем: преступление против виноделия! Неиспользование точек входа - это преступление против текста: сколько человек прошли мимо вашего поста, не удостоив ваши, не сомневаюсь, прекрасные строки вниманием? И только потому, что не распознали прекрасное внутри.

А точки бывают...
Точка входа - это любой отделённый от основного текста «островок» информации. Сразу давайте представим пост и теперь уже вооружённым глазом обнаружим типичные точки входа:

1. Заголовок.
2. Лид.
3. Открывающее фото.
4. Подзаголовки.
5. Подписи к фотографиям.
6. Выделение особенно важных/привлекательных мыслей.
7. Кат.
8. Список.
9. Изолированный мини-текст.
10. Постскриптум.

1. Заголовок
Значение заголовка переоценить трудно. Уважающие себя издания даже нанимают специального человека (а то и группу людей!), который приходит в редакцию и придумывает заголовки для готовых статей. Аналитики называют сумасшедшие цифры, оценивая важность этой точки входа: правильный заголовок - 90 % успеха, утверждают они. (Пользуясь случаем, посылаю лучи радости придумывателям заголовков в российском Esquire!)

2. Лид
Лид - его ещё называют вводкой - оправдывает своё название (lead - вести, возглавлять). Это короткий текст в начале материала, который или вкратце рассказывает, о чём читатель узнает ниже, или создаёт интригу, чтобы читателю захотелось узнать, а что же дальше... В зависимости от стиля журнала, его направленности и других факторов размер лида варьируется от одной до десяти строк; чаще же - 3-5 строк.

3. Открывающее фото
Большая, яркая, красивая фотография, мимо которой нельзя пройти. Только она может соревноваться по значимости с заголовком. Человек ещё и прочитать ничего не успел, а уже зацепился за пост. Можно даже говорить о том, что посты без фото не работают в принципе. Иллюстрируйте свои материалы! Выберите из картинок одну - заглавную, пусть она будет вывеской, маяком, приманкой - и поставьте на самое видное место: в начало поста. Такая фотография потому и называется открывающей, что с неё-то всё и начинается, она-то и открывает читателю увлекательный мир автора статьи.

4. Подзаголовки
Никто не любит читать «кирпичи», даже умные учёные с длинными бородами, специализирующиеся на докторских работах о Третьем законе термодинамики, энтропии и бозоне совершенно не бородатого Хиггса. Разделите текст на смысловые куски. И каждый такой кусок озаглавьте таким образом, чтобы читатель с первого взгляда мог понять, нужно ему читать эту часть текста или нет (если вы считаете, что ему нужно, то составьте подзаголовок с «заманушечкой»).

5. Подписи к фото
Вряд ли можно привлечь чьё-то внимание к тексту через подпись к фотографии, если на фото изображён Джонни Депп, а под картинкой знаменуется: Джонни Депп. Включите изобретательность! На Джонни майка из моего любимого FUKC! Мимими! Или: Эдвард Руки-Ножницы-Бумага, он же Чарли Шоколадница, он же Капитан Воробей-по-голове-не-бей. Или: Догадываетесь, кто снялся в новом фильме Спилберга? В общем, действуйте по обстоятельствам, но старайтесь избегать кэпства.

6. Выделение важных мыслей
Вы наверняка замечали, что каждое печатное и интернет-издание старается найти свои средства выделения особенных мыслей. В общем-то всё сводится к двум моделям: 1. врезка (фраза, вынесенная из текста на отдельное поле, - редкий случай в блогинге, в силу технических (не)возможностей); 2. выделение мысли цветом, курсивом или иначе прямо в тексте (как, например, ваш покорный слуга увлечённо выделяет важное полужирным). Минимум вы будете полезны, максимум  -человек захочет узнать и контекст.

7. Кат
Кат - исключительно блоговый инструмент. Нас просят убрать под кат, когда пост превышает разумные размеры. Давайте же этим пользоваться! В ЖЖ вы можете дать своё название для текста под катом, не ограничиваясь на банальном Читать дальше... Пусть людям захочется заглянуть: а что же там? Характер поста сам подскажет, что написать: Мои самые откровенные фото, Разгадка задачи Эйнштейна или А затем она вручила мне ключ... Ещё одно преимущество ката можно сравнить с корсетом: он скрывает устрашающие объёмы.

8. Список
Список - это всегда выделение на фоне сплошного текста. А чёткая структура (разбивка на пункты) помогает быстро сориентироваться в потоке новой информации. Человек чувствует себя уютнее, когда имеет дело с уже знакомым. Представьте себе книгу без содержания: разве это не раздражительно искать нужное наугад?! В то время как навигация всегда радует. Список - это ещё один способ подать сложный материал просто. Считайте, что под этот пункт я отнёс и различные схемы, диаграммы и инфографику.

9. Небольшой отдельный текст
С некоторыми такими мы уже знакомы: это - лид, врезка и список. А если вы поместите какой-то сопроводительный текст на «плашку» (фон другого цвета или того же, но в рамочке), то получите ещё один эффективный инструмент для привлечения внимания. Например, если вы берёте у кого-то интервью, то короткую биографию героя можно поместить на плашку (в журналоделании такая точка входа называется бокс, или подвёрстка). Не все здесь дизайнеры, поэтому не обязательно рваться в фотошоп, чтобы сделать плашку с текстом; бывает вполне достаточно короткий сопроводительный текст выделить цветом (не усердствуйте) или курсивом.

Хозяйке на заметку
Термином точка входа пользуются не только редакторы, журналисты и блогеры. Есть такое понятие и в программировании. Так называют адрес в оперативной памяти, с которого начинается выполнение программы. Другими словами, адрес, по которому хранится первая команда программы. В web-программировании точкой входа называется скрипт, с которого начинается генерация html-страницы.

10. Постскриптум
Пользователь быстро проматывает пост до конца, и тут его может ожидать приятное: буквы PS или ЗЫ, или Кстати! Выразите мысль напоследок, дайте дополнительную информацию, признайтесь в светлых чувствах, подытожьте сказанное, напишите то, что некуда было вставить раньше. Шансы на прочтение текста постскриптум увеличит не сильно, но оставить за собой эмоциональный шлейф - самое подходящее средство.

Ясно, что не нужно пользоваться каждой точкой входа в каждом запощенном материале. Однако помните: чем больше дверей и окон вы откроете, тем больше гостей попадёт к вам в дом.

Вместо послесловия
Ничего не сказал про ещё одно исключительно блоговое средство - спойлер. Но о нём вы сможете прочитать у другого преподавателя Школы ЖЖ, Саши lindenss.

Школа ЖЖ, ЖЖ

Previous post Next post
Up