Преступления против веры в Российской империи: исторические материалы к конституционным поправкам

Mar 05, 2020 11:20


В последнее время РПЦ стала регулярно и практически повсеместно, в каждом регионе, стала появляться в информационном поле благодаря насколько ярким, настолько и неоднозначным информационным поводам.
Только в Липецкой области в последние годы было сразу несколько резонансных уголовно действий со стороны священников местной епархии. В ноябре 2016 года, например, за изнасилование был осужден священник с. Юрское Вячеслав Копытин (никнейм в соцсетях «Слава КВН»). При этом на суде он заявил: «Я виновен перед Богом, но не перед законом». 19 января 2020 года в церкви села Богородицкое Добринского района Липецкой области священник ударил прихожанку кандией и обстоятельства этого инцидента также являются предметом рассмотрения в полиции. Были и другие случаи, мало относящиеся к идеалам символа веры и благочестия.



Священник В. Копытин в зале суда
В начале марта информационное пространство взорвали слова главы Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства о том, что девочкам не нужно ходить в школу, так как они должны готовиться к тому, чтобы стать мамами. Ранее он назвал гражданских жен «бесплатными проститутками», а также рассказывал, что «дал по роже» мальчику за матерную ругань.
Но безусловным верхом информационных рейтингов стала инициатива патриарха Кирилла о включении в поправки к Конституции РФ понятия «Бог». Это предложение патриарха было услышано Президентом В.В. Путиным и он включил это предложение в пакет конституционных поправок. Таким образом, налицо констинтитуализация религии в светской жизни государства, что неизбежно повлечёт новые изменения в вопросах отношения общества и религии, а также межрелигиозных вопросах.
В связи с этим, актуальнымявляется небольшой исторический экскурс, предметом которого являются категоризация преступлений против веры в 1845 году, во время господства идеологической концепции «Самодержавие, православие, народность».




15 августа 1845 года в Российской империи было утверждено «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года». Это «Уложение» - первый уголовный кодекс в истории России. Он был подготовлен сотрудниками Второго отделения и вступил в действие в 1846 году. Это Уложение стало отправным документом для последующих редактирований вплоть до 1917 года, когда царская власть в Империи рухнула.
Уложение представляло собой кодифицированный нормативный акт, содержавший как нормы, регулировавшие общие вопросы уголовного права, так и устанавливающие ответственность за совершение конкретных преступных посягательств. Раздел второй этого Уложения был посвящен «преступлениям против веры и о нарушении ограждающих оную постановлений».
За что и как можно было быть наказанным в сфере религиозных изъявлений каждый читатель может составить собственное мнение, прочитав приводимые статьи из «Уложения».
На мой взгляд, наказания были достаточно жёсткими и часто на грани объективных доказательств, что подразумевало достаточно вольную интерпретацию. Например, статья 198 предполагала тюремное заключение на срок до 2 лет за уклонение от крещения и воспитания детей в православной вере. Но сразу же возникает вопрос доказательности подобного обвинения.
Также вызывают вопросы доказательная база статьи 228, предполагавшей арест до 3 месяцев за «неумышленное неуважение к святыне и оскорбление священнослужителя». И подобных статей - множество.
Жестокие наказания следовали за «отвлечение от веры» (статья 190): ненасильственное отвлечение от веры - ссылка до 10 лет, телесные наказания, клеймение; насильственное отвлечение от веры - ссылка до 15 лет, телесные наказания, клеймение.
Целый комплекс статей был посвящен запрету критики христианства - за это полагалась также ссылка в Сибирь и телесные наказания.
Согласно статье 192 «Уложения», в многонациональной России, если один из родителей не христианской веры «воспитывал детей не в православной вере», следовало расторжение брака и ссылка в Сибирь. Согласно статье 235 за высказывание просьбы во время богослужения следовал арест до 3 дней. Согласно статье 233 за нахождение лица в непредназначенном для него месте в Церкви полагался денежный штраф или арест до 7 дней.

Одним словом, наказания были как очень суровые, так и явно подверженные субъективной оценке с точки зрения их правоприменения. При этом институт Синодальной православной церкви был фактически государственным институтом царского самодержавия и дворянской власти, в которой важное административно-идеологическое место было отведено именно институту церкви. Естественно, что институт церкви, как часть государственной системы, неизбежно выступал в роли карательного механизма государственной политики. Комплексный анализ всех этих сложных взаимоотношений по отношению к податному населению со стороны бюрократической системы царской империи Николая I и последующих государей является весьма неоднозначным по выводам, сложным и не рассматривается в этой заметке - это темы отдельных разговоров.
Итак, в 1845 году преступления против веры формулировались в 58 статьях:
Ст. 182. Богохульство в церкви - ссылка и каторжные работы до 15 лет, телесные наказания, клеймение; в ином публичном месте - ссылка и каторга до 8 лет, телесные наказания, клеймениеСтатья 183. Непубличное богохульство - ссылка в Сибирь и телесные наказания.
Ст. 184. Порицание Христианства и церкви, публично - ссылка до 8 лет, телесные наказания, клеймение; непублично - ссылка в Сибирь и телесные наказания.
Ст. 185. Сокрытие свидетельства богохульства, порицания, критики Христианства - тюремное заключение до года или арест до 3 месяцев.
Ст. 186. Богохульство, поношение, порицание, критика Христианства без умысла - заключение в смирительном доме до 2 лет, заключение в тюрьме до 2 лет.
Ст. 187. Печатная и письменная критика Христианства - ссылка в Сибирь, телесные наказания.
Ст. 188. Насмешки над Христианством, умышленно - заключение до года; неумышленно - до 3 месяцев.
Ст. 189. Изготовление, распространение предметов веры в непристойной форме - по умыслу - наказание согласно ст. 183; без умысла - заключение до 6 месяцев или арест до 3 недель.
Ст. 190. Отвлечение от веры: ненасильственное - ссылка до 10 лет, телесные наказания, клеймение; насильственное - ссылка до 15 лет, телесные наказания, клеймение.
Ст. 191. Отступление от веры - лишения прав на время отступления от веры.
Ст. 192. Если один из родителей не христианской веры воспитывает детей не в Православной вере - расторжение брака, ссылка в Сибирь.
Ст. 195. Совращение из Православия в иное вероисповедание - ссылка, телесные наказания, исправительные работы до 2 лет. При насильственном принуждении - ссылка в Сибирь, телесные наказания.
Ст. 196. Вероотступничество - запрет на контакты с детьми, до возвращение в веру.
Ст. 197. Не Православная проповедь - заключение в смирительном доме до 2 лет. За повторное нарушение - заключение до 6 лет. В третий раз - ссылка, заключение до 2 лет, телесные наказания, исправительные работы до 4 лет. Соблазнённые проповедями - заключаются в смирительном доме до года.
Ст. 198. Уклонение от крещения и воспитания детей в Православной вере - заключение до 2 лет.
Ст. 199. Воспрепятствование добровольному присоединению к Православной церкви - заключение до 6 месяцев. Насильственное воспрепятствование - заключение в смирительном доме до 3 лет.
Ст. 200. Не воспрепятствование детям и опекаемым самовольного отлучения от веры - арест до 3 месяцев, предание покаянию.
Ст. 206. Раскольничество - ссылка.
Ст. 207. Сектантство - ссылка.
Ст. 210. Насильственное распространение ереси и раскола - каторжные работы до 15 лет, телесные наказания, клеймение.
Ст. 214. Издание, распространение, продажа старопечатных книг, приобретение, использование раскольнических книг - денежный штраф, заключение в тюрьму до 6 месяцев.
Ст. 215. Создание и эксплуатация объектов для религиозной деятельности раскольнического типа - тюремное заключение до 2 лет.
Ст. 218. Сохранение иноверческих обычаев новообращенными в Православие - вразумительная беседа.
Ст. 219. Уклонение от религиозных обрядов, для священнослужителей - временное отлучение от службы, для поселян - временное отлучение от дома и работ.
Ст. 220. Не привод детей в церковь - духовное и гражданское внушение.
Ст. 221. Хождение без разрешения с культовыми предметами - денежный штраф.
Ст. 222. Погребение верующего без соответствующего ритуала - арест до 3 месяцев.
Ст. 223. Оскорбление святынь - каторжные работы до 15 лет или пожизненные, телесные наказания, клеймение.
Ст. 224. Насильственные действия против священнослужителей - ссылка в Сибирь, телесные наказания.
Ст. 226. Неуважение к святыне - заключение в смирительном доме до 3 лет или тюремное заключение до года.
Ст. 227. Оскорбление священнослужителя - заключение в смирительном доме до года или тюремное заключение до 6 месяцев.
Ст. 228. Неумышленное неуважение к святыне и оскорбление священнослужителя - арест до 3 месяцев.
Ст. 229. Оскорбление Православного священнослужителя иноверцем - заключение в тюрьме до года, повторно - до 2 лет.
Ст. 230. Порча символов веры - заключение в смирительном доме до года, при неумышленности - арест до 3 месяцев.
Ст. 231. Нарушение при Богослужении - денежный штраф или арест до 3 месяцев.
Ст. 232. Насильственные действия при Богослужении - ссылка в Сибирь, телесные наказания.
Ст. 233-234. Нахождение лица в непредназначенном для него месте в Церкви - денежный штраф, арест до 7 дней.
Ст. 235. Просьба во время Богослужения - арест до 3 дней.
Ст. 236. Непозволительное вторжение в церковь - денежный штраф, арест до 7 дней.
Ст. 237. Бесчинство при Богослужении - денежный штраф, арест до 3 месяцев.
Ст. 238. Недопустимость торговли и развлечений рядом с церковными действиями - денежный штраф.
Ст. 239. Помехи крестному ходу - арест до 3 месяцев.
Ст. 240. Неприличное поведение при молебне - арест до 3 недель.



РПЦ, уголовные наказания, 1845, религия

Previous post Next post
Up