Из истории вечной игры в городки: 1721 год, Феофан Прокопович и городки в семинарии

Mar 26, 2017 15:43

История древнейшей русской национальной игры в городки мало известна современникам. Это очень печально, так как именно городки являются вечной игрой великого народа - этой игре славянских племен более 1 тысячи лет. Также печально и то, что городки сегодня очень мало используются в образовательной деятельности в учреждениях образования. Вместе с тем, история городков в системе образования насчитывает не менее трёх столетий - игра в городки в образовательных учреждениях России была уже при Петре Великом. Об этом - настоящий исторический сюжет.

1721 год. Феофан Прокопович и городки в семинарии

Сподвижник Петра I, государственный деятель и философ, архиепископ Псковский и Нарвский, а также Новгородский Феофан (Прокопович) (1681 - 1731) уделил городкам особое внимание, фактически описав их как массовую забаву. Поэтому есть все основания полагать, что и будущему руководителю Священного Синода игра была знакома с раннего детства, оказав непосредственное влияние на его развитие.



Феофан Прокопович

Надо заметить, что Елисей (светское имя будущего Высокопреосвященного) родился в купеческой семье, происходившей из Смоленска. Оставшись в раннем возрасте сиротой, он был взят на воспитание дядей по материнской линии - Феофаном Прокоповичем, ректором Киево-Братской коллегии и наместником Киево-Братского монастыря. Несмотря на полученное в юности католическое образование, Феофан являлся заклятым противником всего католического в науке и жизни и поклонником новой европейской науки, созданной Ф. Бэконом и Р. Декартом. Он решительно выступал с резким, принципиальным отрицанием всякого авторитета духовенства как учительского сословия, требуя свободного, критического отношения ко всем научным и жизненным вопросам и опровергая старую теорию о первенстве духовной власти над светской и вообще о первенстве духовенства над всеми прочими сословиями. Эти позиции сблизили его с Петром I, который пригласил Феофана Прокоповича для проведения реформы отечественной церкви.

В октябре 1718 Пётр указал Феофану написать проект для Духовной коллегии - «Духовный регламент», который был принят 25 января 1721 года с несколькими дополнениями. Нашлось в нём место и для игры в городки.

Заботясь о благочестии и телесном здравии своих воспитанников, один из руководителей русской православной церкви того времени, специально оговаривает в «Регулах» правила техники безопасности городковой игры в открытой им православной семинарии. Иерарх русской церкви опасался того, что воспитанники духовного училища не устоят перед азартом игры в городки, а также не стали бы дубасить друг друга битами из шалости. Всё это также являлось грубым нарушением благообразного поведения в духовном учебном заведении.

Составляя в 1721 году эти правила, он предусмотрительно записал: «Играния употреблять безобидныя и незлообразные, например, в городки палками не играть; на крагли метать пули не выше двоих аршин; по сторонам игры тоей близко не стоять» .

Из этого пояснения следует, что во времена Петра I городошные биты часто назывались «пули», что подчеркивало как воинский характер игры, так и её прикладной характер. К этим временам восходит детский отечественный дворовый игровой термин «пулять», означающий бросать что-то в цель - специальный снаряд, камень или палку. Надо специально отметить, что Феофан Прокопович делает подчеркнутое разграничение между обычной палкой и специальной битой - «пулей».

Согласно замечаниям, сама игра в городки полностью не запрещалась - вводились лишь жёсткие требования безопасности, безусловно, коллективной и организованной игры. По ограничениям Прокоповича, запрещалось бросать биты в воздух на высоту более 1,5 метров («два аршина»), а также не стоять в зоне броска («по сторонам игры той близко не стоять»). Фактически Феофан Прокопович оставил нам, потомкам, правила техники безопасности при игре в городки в учебном заведении.

Обращает на себя ещё одно важное обстоятельство - применение Прокоповичем термина «крагли», что означало современный «город», где и устанавливались городошные фигуры из деревянных чурочек для выбивания. Это южно-русский вариант названия «кегли», с которыми церковный реформатор познакомился в период своего униатства и путешествий по Европе. Безусловно, стремясь быть понятным и в Европе, он и применил адаптированный для своих родных мест термин. Это лишний раз доказывает и широчайшую географию городков, распространенных по всему славянскому миру, а также широкий древний ареал их существования.

Доскональное знание игры одним из ближайших сподвижников Петра I является убедительным аргументом в пользу того, что и подвижный император играл в древнюю славянскую игру городки.

При подготовке публикации использованы материалы "Истории городошного спорта" (том 1)



РЕКОМЕНДУЕМ
к прочтению и информационно-просветительскому использованию
материалы по истории городошного спорта
Современная история городков (после 1991 года)
Городошный спорт сегодня: итоги личного чемпионата СССР по городкам 2018 года среди мужчин
Городошный спорт в современной России: городошный Сталинград у стен Петропавловской крепости. 1999 год

Городошный спорт в СССР (1917 - 1991)
Командный чемпионат СССР по городошному спорту 1989 года
Личный чемпионат СССР 1988 года по городошному спорту
Городошная аллюзия 1975 года: о зимнем и летнем чемпионате РСФСР по городкам
Личный чемпионат СССР по городошному спорту 1974 года
Командный чемпионат СССР по городошному спорту 1974 года
Командный чемпионат СССР по городошному спорту 1973 года
Липчане, чемпионы РСФСР по городошному спорту 1969 года
Из истории городков. Серебряное чемпионство липецких городошников на первенстве РСФСР 1962 года
"У городошных квадратов". Воспоминания Михаила Сорокина, 1953 г.
Первый чемпионат СССР по городошному спорту 1936 года

Городки с древнейших времён до 1917 года
Ингерманландские городки "pualikan luonti" в 1943 году: вариант древней игры в городки на грунте
Из истории вечной игры в городки: 1721 год, Феофан Прокопович и городки в семинарии

Персоналии
Почётный мастер спорта СССР по городошному спорту Николай Куликов, липчанин
Почётный мастер спорта СССР по городошному спорту Иван Кувшинов, ельчанин
Почётный мастер спорта СССР по городошному спорту Анатолий Лутовинов, липчанин

Общие вопросы городошного спорта
Евгений Артамонов: "Городки как спорт утеряны в очень многих регионах России"
Виталий Мутко: "Городошный спорт в России будет поддержан на высоком уровне"
Проблемы единой классификации игры в городки: возможна ли "Тысяча и одна ночь" без Шахерезады?
Монография "История городошного спорта" (том 1) вышла из печати
Если в Липецке каждый третий физкультурник, то каждый пятый липецкий физкультурник - городошник
Советские космонавты и городошный спорт
Первичные половые признаки городошного спорта

Алексей Логинов

городошный спорт, Алексей Логинов, дворовый спорт, городки, социальный спорт, история

Previous post Next post
Up