Неодоцененный туристический и поликультурный шедевр - так можно характеризовать храм с колокольней-маяком творения Томазо Адамини и храмом Иоанна Предтечи авторства Н.А. Львова в Ивановке Добринского района Липецкой области. Такие комплексы являются украшением не только Липецкой области и Центрального Черноземья, но и всей России. Посему и не заслуживают такого информационного забытья и запустнения...
По состоянию на 1 января 1997 года здесь имелось
89 дворов и 203 жителя. В настоящее время в деревне проживает около 200 жителей (летом - больше, за счёт дачников). Меняются люди, а церковный комплекс молчаливо взирает с высоты колокольни на ивановские окрестности уже более 110 лет.
Ивановская колокольня напоминает мусульманский минарет или маяк. Она, как и храм, носит имя Иоанна Предтечи и находится у подножья древнего кургана, в котором
якобы похоронен легендарный татарский военачальник Субедей, в русском произношении Суботей.
Ивановка - село Дубовского сельского поселения Добринского района Липецкой области. Стоит на правом берегу реки Лукавки; в селе на ней сделана запруда. Расположена в 12 км к северо-востоку от станции Хворостянка. Прежнее название села - Ладыгино, названная по владельцу Ивану Ладыгину. Как деревня Ивановка Сокольского уезда известна по документам 1742 года.
В XIX веке эти земли принадлежали П.Л. Вельяминову, потомку основателя Усмани Степана Вельяминова. В 1796 году в Ивановке Тамбовской губернии построили церковь с «курьезнейшей», по мнению историка архитектуры А.Н. Бенуа, колокольней. Её спроектировал Томазо Адамини специально для Петра Вельяминова. Колокольня напоминает маяк; более того, она имеет такой же колер. Нечто подобное есть в тверском имении Арпачёво. В настоящее время церковь и колокольня пребывают в запустении и медленно разрушаются.
Церковь Иоанна Предтечи была построена в 1836 году по проекту известного архитектора Н.А. Львова - близкого друга владельца имения Петра Лукича Вельяминова. По сведениям талантливого русского художника Н. А. Бенуа, «курьёзнейшую колокольню в виде маяка» возвел выдающийся итальянский зодчий Томазо Адамини в 1796 году (по другим данным, в 1788 г.). Как утверждает липецкий краевед А. Яблонский, проект колокольни был сделан для Липецка, в частности, для Христорождественского собора, являющегося главным собором города, но по каким-то соображениям городские власти от него отказались. Вероятнее всего, столь нетрадиционный проект соборной звонницы нашел слишком сильных противников в Тамбовской епархии. Тогда-то П. А. Вельяминов и воспользовался им, благо, средств у него для строительства имелось предостаточно. Но самое интереное, что практически точно такая же колокольня-маяк сохранилась и в селе Арпачёво в Тверской губернии. И все без исключения специалисты, занимавшиеся её изучением, приписывают авторство знаменитому русскому зодчему Николаю Александровичу Львову, строившему там усадебный комплекс для своего дяди Петра Петровича Львова. Причем колокольня в Арпачёво построена ещё в 1782 - 1791 гг., то есть значительно раньше строительства и соборного храма Липецка, и колокольни в Ивановке.
Правда,
в народной памяти сохранилась и другая информация. Старожилы доказывали, что колокольня была построена гораздо раньше. И сделал это какой-то крупный военнослужащий из семейства Лодыгиных, давшего людям всемирно известного изобретателя лампочки накаливания. По возвращении из какой-то очередной Крымской кампании он привез с собой пленную татарку необычной красоты - любимую дочь султана - и сделал ее своей наложницей. Татарка эта якобы была дочерью крымского хана.
Молодая женщина сильно тосковала по своей далекой родине. Тогда ее владелец приказал возвести для нее высокую башню в виде мусульманского минарета (татарка была мусульманкой). Туда она будто бы ежедневно поднималась по внутренней лестнице и подолгу смотрела поверх широкой степи в ту сторону, откуда завезли ее в наши просторы.
Существует и другое мнение. Данное сооружение является сторожевой башней, с высоты которой дозорные наблюдали за приближением кочевых орд из «дикого поля» и в случае опасности оповещали Сокольск, Романов и другие сторожевые пункты Белгородской засечной черты.
В настоящее время легендарная колокольня продолжает ветшать и разрушаться. Многие краеведы, и в первую очередь А. Яблонский и А. Клоков, много лет подряд устно и письменно поднимают вопрос о ремонте этого интересного памятника. Но воз и ныне там...
Официальное описание колокольни: Колокольня имеет оригинальный архитектурный облик в виде отдельно стоящей дорической колонны. Основанием ее служит кубической формы пьедестал, увенчанный со всех сторон треугольными фронтонами (утрачены, читаются по кладке) стены его рустованы, по углам поддерживаются полукружиями контрфорсов.
Ствол колоны имеет энтазис, по восточной и западным сторонам обработан окнами соответственно круглыми и прямоугольными. Абака капители далеко вынесена и служила площадкой обходной галереи яруса звона, ограждена металлическими перилами.
Ярус звона круглый, оформлен по сторонам света высокими арками, завершен низким восьмигранным ярусом с люкарнами и куполом с главкой (главка утрачена). Вход организован с западной стороны, арочным проемом, подъем на верхний ярус осуществляется по спиральной лестнице, расположенной внутри ствола.
Колокольня оригинальна и заставляет воспринимать себя как отдельное строение, не связанное с храмом. Оригинальность и выразительность архитектурного замысла колокольни не имеет аналогов в зодчестве региона. Состоит на охране государства как памятник архитектуры регионального значения.
Нетипичная для наших мест колокольня соседствует с храмом Иоанна Предтечи:
Вход в колокольню поражает своей фундаментальностью:
Начало хода колокольни:
Винтовой ход в колокольне-маяке:
Верх колокольни:
Вентиляционная шахта колокольни:
Храм Иоанна Предтечи с высоты:
Масштабы храма и высота колокольни хорошо чувствуются с этого ракурса:
Храм уникален своими небольшими размерами и гармонией.
Алтарная часть храма:
Если стоять с пиной к алтарю, то вход в храм и колокольню располагаются на одной оси:
К сожалению, путь к творению Томазо Адамини может вызвать вопросы - Ивановку вполне возможно проскочить. никаких дополнительных указателей нет вовсе. К сожалению, это объективно характеризует не только пресловутое развитие "внутреннего туризма" в регионе, но и заботу районных властей об истории края да и удобной навигации по нему.
Здорово, что границы Дубовского сельского поселения имеют отдельный указатель - очень полезно для ориентировки:
Печально, что поворот на Ивановку никак не промаркирован. Признаться, как-то я уже проезжал мимо этого безымянного перекрестка...
Въезд в Ивановку. Кажется, знака населённого пункта тоже нет...
Уверен, что при такой "рекламе" и навигации далеко не каждый даже местный житель окрестных сёл знает об этом селе и его сокровищах...
Если уж разбрасываться такими уникальными подарками истории, то что уж говорить о вещах более распространённых...