Истребители МиГ-31 на авиабазе Елизово на Камчатке, отработка посадки на частично повреждённую взлётно-посадочную полосу, январь 2016 года, (с) Минобороны России (http://www.mil.ru).
В этом выпуске программы «Военная приемка» зрители телеканала «Звезда» узнают больше о возможностях МиГ-31. А они впечатляют. Ведь на его счету несколько мировых рекордов, которые пока не смог побить ни один истребитель в мире. МиГ-31 способен подняться на высоту20-25 километров. Это ближний космос, где слезы даже не замерзают - закипают. Там почти нет воздуха, температура и давление непригодны для человека. Но для российского истребителя это несущественно. Мало того, там он может разогнаться до 3000 километров в час. Это в три раза быстрее звука. Но ведь МиГ-31 - военная машина. А значит, все это истребитель умеет делать с полным боекомплектом на борту. В программе «Военная приемка» мы отправим российский истребитель к границам ближнего космоса, туда, где наша Земля принимает форму шара. И покажем, что ощущают в эти мгновения летчики. Истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31 в НАТО называют Foxhound - «Лисья гончая». Ему по силам загнать не одну воздушную «лису». Группа из четырех МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяженностью… от Москвы до Краснодара, то есть свыше 1100 км! Машина способна перехватывать любые воздушные цели, сбивать крылатые ракеты во всем диапазоне их высот и скоростей, и даже - поражать низколетящие спутники на их космических орбитах. О том, что может этот истребитель в небе и на подступах к космосу, каким оружием обладает и на какие рекорды способен, расскажет последний выпуск программы «Военная приемка» от 19.02.2017.
19 февраля 2017, 09:13 Российский истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31 в НАТО называют Foxhound - «Лисья гончая». Ему по силам загнать не одну воздушную «лису». Группа из четырех МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяженностью…
Российский истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31 в НАТО называют Foxhound - «Лисья гончая». Ему по силам загнать не одну воздушную «лису». Группа из четырех МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяженностью… от Москвы до Краснодара, то есть свыше 1100 км! Машина способна перехватывать любые воздушные цели, сбивать крылатые ракеты во всем диапазоне их высот и скоростей, и даже - поражать низколетящие спутники на их космических орбитах. О том, что может этот истребитель в небе и на подступах к космосу, каким оружием обладает и на какие рекорды способен, расскажет журналист Алексей Егоров в очередном выпуске программы «Военная приемка» на телеканале «Звезда».
Покоритель высот и расстояний
Практический потолок МиГ-31превышает 25 км. Стратосферы он достигает на сверхзвуке: скорость истребителя при этом может достигать 3 тысячи км/ч, то есть, почти три звуковых. Одна из задач этих машин - перехватывать крылатые ракеты. Не случайно, один из базовых аэродромов МиГ-31 располагается на равном удалении от Москвы и Санкт-Петербурга. Именно так обеспечивается эффективная противовоздушная оборона этих двух крупнейших центров страны. Подготовка к старту отлажена до секунд. Дежурный экипаж, дежурная смена инженеров - все знают свои задачи. Готов и дежурный истребитель: двигатель прогрет, баки залиты, ракеты - в полной боевой готовности. Одновременно МиГ-31 несет на своем борту четыре ракеты дальнего радиуса действия Р-33 и столько же ракет малого радиуса действия Р-77. При необходимости весь этот боезапас МиГ-31 может выпустить залпом. Спастись от такого удара невозможно. Самолет также имеет отличную радиолокационную станцию, позволяющую видеть на дальности свыше 400 км. По словам командира полка ВКС России полковника Анатолия Ульянова, новые ракеты, которыми оснащается МиГ-31, способны поражать цели в ближнем космосе. Это и спутники, и баллистические и крылатые ракеты, и прочие средства воздушного нападения противника, в том числе те, которые только будут появляться. Концепция этого самолета, отмечает офицер, закладывалась таким образом, что отряд этих самолетов был способен прикрыть позиционный район шириной порядка 1000-1200 километров. «Для нашей большой страны, особенно для ее северных рубежей, это как нельзя кстати, потому что именно этими самолетами прикрыто все побережье Баренцева и Карского морей», - отмечает полковник Анатолий Ульянов.
Время старта
Самолет двухместный: впереди располагается командир, сзади - штурман. Заняв места в креслах, летчики закрывают «фонари», после чего следует серия предстартовых проверок и машины начинают движение к взлетно-посадочной полосе. По словам руководителя полетов подполковника Евгения Полякова, на сверхзвук самолет выходит уже через 10 минут полета. Конечно, если принимать в буквальном смысле, то высота, на которую поднимается МиГ-31, еще не является космосом: космическое пространство, по принятому международному стандарту, начинается с высот от 100 км. Однако уже на двух десятках километрах присутствуют космические «приметы» - нет атмосферы, зато появляется космическая радиация. Для безопасности экипаж использует гермошлемы, высотнокомпенсирующие костюмы. Благодаря им, удается избежать такого опасного явления, как «закипание» крови. К слову, летчики, совершающие полеты на такие высоты, проходят медосмотр не только перед стартом, но и после возвращения на землю. Контроль за состоянием человека - самое важное в авиации. А еще готовиться к полетам помогают тренажеры. На них имитируются условия выполнения задач. Имитация полная, даже звука двигателя не слышно. Дело в том, что на сверхзвуке этот шум остается позади, так как самолет его опережает. Воздушному оператору Артуру Саркисяну удалось как-то снять редкие кадры: тонкая полоска волны, идущая по фюзеляжу - и есть та самая граница, которая разделяет звук и сверхзвук. Этот переход называют «скачком уплотнения». Скорость в этот момент определяется только по приборам, летчики в кабине ее не ощущают. На тренажере можно отрабатывать и элементы воздушного боя, тренировать действия при различных вводных, например, при пожаре в двигателе.
Рекорды 31-го
«Родина» МиГ-31 - Нижний Новгород, авиастроительный завод «Сокол». Сейчас новые машины тут не собирают, зато активно обновляют старые. Как отмечает главный конструктор Александр Осокин, во время реновации производится обновление «начинки», в результате чего появляется высокоэффективный самолет. К примеру, аналоговые приборы меняются здесь на цифровые жидкокристаллические экраны. А вот что остается неизменным - это качество металла, из которого изготовлен корпус машины. Кстати, когда предшественник МиГ-31 - машина 25-й модели была угнана предателем-перебежчиком Виктором Беленко в Японию, тамошние специалисты так и не смогли разгадать секрет сплава. Известно, что в конструкции машины используется и высокопрочная сталь, и алюминий, и титан. Еще одна особенность МиГа - расположение топливных баков, которые занимают почти весь корпус. Уникальные материалы плюс идеально точно просчитанная конструкция делают МиГ-31 рекордсменом, у которого по многим дисциплинам нет конкурентов. Скажем по скорости: у французского Dassault Rafale она - 2200 км/ч, у натовского Eurofighter Typhoon - 2450, у штатовского F-15 - 2650. Российский самолет, напомним, ускоряется до 3 тысяч. Ему по силам обогнать даже снаряды, выпущенные из своей же пушки! МиГу принадлежит и рекорд высоты: в 1977 году советский летчик Александр Федотов поднялся на этом самолете на 37650 метров. Этот рекорд до сих пор не побит. Правда, как отмечает вице-президент по инновациям ПАО «ОАК», председатель совета директоров АО «РСК « МиГ» Сергей Коротков, если будет надо, то и этот потолок может быть превзойден.
Курсом модернизации
Один из новейших рекордов МиГ-31 - полет без посадки в течение 7 часов. Он производился летчиками авиаполка с двумя дозаправками в воздухе и с последующим выполнением практической боевой задачи по прикрытию полигона в одном из северных регионов России. Важно отметить, что на любой высоте этот самолет не теряет своих боевых качеств, может вступить в воздушный бой с противником. Интересно, что этой же командой конструкторов, которая работала над МиГом, создавался и знаменитый космический корабль «Буран». Группе во главе с Глебом Лозино-Лозинским был поручен проект «Бурана» именно потому, что те знали, что такое большие высоты и значительный нагрев конструкций. Был у них и опыт создания первого в стране воздушно-космического самолета «Спираль», состоявшего из орбитального самолета, который выводился в космос с помощью гиперзвукового разгонщика и ракеты. Эта разработка осталась на бумаге, а вот «Буран» полетел. К слову, при его создании тоже пришлось изобретать уникальные материалы. Вот только один пример: когда самолет или космический аппарат входит в плотные слои атмосферы, его нос разогревается до температуры 1700 градусов, а кромки крыльев - до 1800. Этого хватит, чтобы расплавить железо либо чугун. Корпус «Бурана» покрывался специальными теплозащитными плитками. Каждая (а их было около 40 тысяч штук) индивидуально обрабатывалась под изогнутые формы корпуса. Самолет МиГ-31, несмотря на свой солидный стаж службы, по-прежнему считается перспективным в боевой авиации. Что говорить, если в мире пока никто так и не смог сделать ничего подобного. Как отмечает полковник Анатолий Ульянов, этот самолет способен запросто перегнать крылатую ракету: скорость Миг-31 даже у земли составляет 1500 километров в час, тогда как ракеты летают на дозвуке. Важно отметить, что экипажи российских ВКС, летающие на этих машинах, учатся поражать современные средства воздушного нападения, в том числе перспективные. Как сообщил в конце прошлого года заместитель министра обороны России Юрий Борисов в ходе своей рабочей поездки на авиастроительный завод «Сокол», с этим предприятием военное ведомство имеет длительный контракт на ремонт, восстановление с продлением ресурса истребителей МиГ-31 до уровня МиГ-31БМ. «Всего контракт подразумевает восстановление 113 машин, - сообщил Юрий Борисов. - Пока никаких срывов нет, претензий к заводу также. Замминистра обороны особо обратил внимание на тот факт, что предприятию удалось выполнить задачу по импортозамещению при работе над данным истребителем. «Никакой зависимости у нас сейчас нет, никаких опасений по этому поводу не осталось», - заявил Юрий Борисов.
Эпизоды
Военные летчики показали, как МиГ-31 сбивает спутники в космосе / Телеканал Звезда. 17.02.2017.
Журналисты программы «Военная приемка» телеканала «Звезда» в новом выпуске рассказывают об уникальном российском высотном истребителе-перехватчике МиГ-31. Съемочная группа проведет уникальный эксперимент - отправит свои камеры, закрепленные на борту самолета, на максимальную высоту, в стратосферу, фактически к границам ближнего космоса. МиГ-31, по словам летчиков, может своими ракетами сбивать даже спутники в космосе. Об этом автору программы Алексею Егорову рассказал в интервью командир авиационного ганизона Хотилово Анатолий Ульянов. - Сколько ракет одновременно может нести МиГ-31? - Четыре ракеты дальнего радиуса действия Р-33 и четыре ракеты малого радиуса действия Р-77 - рассказал военный. - Против кого эти ракеты? - спросил журналист. - Против воздушных целей противника, также самолетов. Для ведения воздушного боя. - Но тем не менее, давайте объясним зрителю, что главные ракеты на самолете вот эти. Как они называются? - Ракета Р-33, масса ракеты 493 килограмма. Дальность радиуса пуска, максимальная дальность 120 километров, - пояснил Анатолий Ульянов. Как объяснили военные, такие ракеты МиГ-31 способны поражать воздушные цели в ближнем космосе, в том числе спутники. В новом выпуске программы «Военная приемка» зрители телеканала «Звезда» узнают больше о возможностях МиГ-31. А они впечатляют, ведь на его счету несколько мировых рекордов, которые пока не смог побить ни один истребитель в мире. Журналисты отправят российский истребитель к границам ближнего космоса - туда, где наша Земля принимает форму шара. Не пропустите новый выпуск «Приемки» в воскресенье, 19 февраля, в 09.55 на телеканале «Звезда».
Там, где закипают слезы: полет МиГ-31 в стратосфере глазами пилота / Телеканал Звезда. 17.02.2017.
В новом выпуске программы «Военная приемка» журналисты «Звезды» побывали на аэродроме Хотилово, где показали работу летчиков высотных истребителей-перехватчиков МиГ-31. Журналисты установили камеры на двух самолетах, чтобы снять с нескольких точек, как МиГ-31 поднимается на максимальную высоту в 21 километр. Это стратосфера, которую условно можно назвать границей ближнего космоса. На этой высоте становится видно, что планета Земля - круглая. «При любой разгерметизации для безопасности экипажа используется гермошлем и высотнокомпенсирующий костюм, который защищает от воздействия разгерметизации и так называемого вакуума», - рассказал командир эскадрильи Евгений Поляков. Высоту 19 километров называют линией Армстронга - на этой отметке начинают закипать слезы, и на языке образуется кипяток. Именно поэтому без гермошлема запрещено подниматься в стратосферу. «По идее у человека должна закипеть и кровь. Но поскольку наша кровь в наших телах находится под давлением, то такого эффекта на 19 километрах не будет, а вот при подъеме все выше и выше кровь начнет закипать. И хотя благодаря герметичному фонарю, герметичному шлему и компенсирующему костюму - ни о каком кипении крови в нашем полёте речи не идет - тем не менее каждый летчик, собирающийся в стратосферу, проходит специальный медосмотр», - рассказал автор программы Алексей Егоров. В новом выпуске программы «Военная приемка» зрители телеканала «Звезда» узнают больше о возможностях МиГ-31. А они впечатляют, ведь на его счету несколько мировых рекордов, которые пока не смог побить ни один истребитель в мире. Журналисты отправят российский истребитель к границам ближнего космоса - туда, где видно, что наша Земля - шар. Не пропустите новый выпуск «Приемки» в воскресенье, 19 февраля, в 09.55 на телеканале «Звезда».
Камера "Звезды" сняла, как Миг-31 поднялся к границе ближнего космоса / Телеканал Звезда. 17.02.2017.
Мобильные камеры телеканала «Звезда», установленные на фюзеляже высотного истребителя-перехватчика МиГ-31, сняли, как самолет поднимается на высоту более 21 километра. Этот полет военные летчики гарнизона Хотилово совершили специально для программы «Военная приемка» телеканала «Звезда». Во время всего полета журналисты находились на контрольно-диспетчерском пункте и наблюдали, как наземные службы общались с пилотами. «После 20 тысяч метров высота уже набирается плавно. МиГ идет уже не вертикально вверх, а под углом. Хочется знать, что в этот момент чувствуют летчики - тревогу или прилив адреналина», - прокомментировал автор «Военной приемки» Алексей Егоров. Высоту в 21500 метров истребитель МиГ-31 набрал за 18 минут, а в боевых условиях самолет может сделать это в два раза быстрее. На такой высоте видно, как Земля округлилась. «Расстояние до Земли настолько огромное, что различить что-то внизу просто невозможно. Зато в глаза бросается контраст этого белого полукруга и черной, бездонной пустоты. Но даже на такой высоте самолет не теряет своих боевых качеств. И может сразиться с любым противником», - говорится в программе. В новом выпуске программы «Военная приемка» зрители телеканала «Звезда» узнают больше о возможностях МиГ-31. На счету самолетов несколько мировых рекордов, которые пока не смог побить ни один истребитель в мире. Не пропустите новый выпуск «Приемки» в воскресенье, 19 февраля, в 09:55 на телеканале «Звезда».
Истребители МиГ-31 на авиабазе Елизово на Камчатке, отработка посадки на частично повреждённую взлётно-посадочную полосу, январь 2016 года, (с) Минобороны России (http://www.mil.ru).
См. также сюжеты с МиГ-31:
Пилоты МиГ-31 отработали дозаправку в воздухе над Камчаткой // Телеканал Звезда. 20.07.2016.
Экипажи истребителей-перехватчиков МиГ-31 Тихоокеанского флота отработали дозаправку в воздухе над Камчаткой, сообщает пресс-служба Минобороны России. Дозаправка велась от самолета-заправщика Ил-78 как поодиночке, так и в составе пары, днем и ночью.
«Данный элемент является одним из самых сложных видов летной подготовки, когда на высоте около 6 тыс. м при скорости 500-520 км/час летчик должен приблизиться к воздушному танкеру на расстоянии 10 - 15 м и выполнить контакт с конус-датчиком заправщика, после чего выдержать место в строю до полной заправки топлива», - говорится в сообщении военного ведомства. Ил-78 - самолет-заправщик, созданный на базе Ил-76МД в 1980-х годах и предназначенный для дозаправки в воздухе военных самолетов, прежде всего в целях увеличения их радиуса действия. Кроме того, дозаправка самолетов позволяет увеличить их боевую нагрузку. На удалении 1000 км от точки базирования Ил-78 может передать другим самолетам 60 000 - 65 000 кг топлива, на расстоянии 2500 км - 32 000-36 000 кг. МиГ-31 (по кодификации НАТО: Foxhound - лисья гончая) - сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия, первый советский самолет четвертого поколения. Создан для перехвата воздушных целей (в том числе и баллистических ракет) всем диапазоне высот, днем и ночью, в любых метеоусловиях. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 может контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту до 1100 км. Созданный 25 лет назад, он и сегодня является самым скоростным и высотным боевым самолетом в мире. Его максимальная скорость составляет 3000 км/ч (M=2,83).
"Попасть в игольное ушко" на 500 км/ч: кадры заправки МиГ-31 в воздухе // Телеканал Звезда. 22.07.2016.
Пилоты истребителей-перехватчиков МиГ-31 Тихоокеанского флота провели дозаправку в воздухе над Камчаткой. Чтобы заправить самолет в воздухе пилотам необходимо было приблизиться к самолету-заправщику Ил-78 на расстояние в 10-15 метров, захватить специальный рукав, а после этого выдерживать место в строю на скорости 500 км/ч. Этот элемент пилотирования считается достаточно сложным, тем более на одном из самых быстрых серийных самолетов в мире МиГ-31. В ходе учений пилоты поднимались в воздух и днем и ночью, действуя как поодиночке, так и парами.
Российские летчики на МиГ-31БМ установили рекорд беспосадочного перелета // Телеканал Звезда. 08.04.2016.
Рекорд по длительности беспосадочного перелета установили российские летчики на сверхзвуковых истребителях-перехватчиках МиГ-31БМ, сообщил официальный представитель Центрального военного округа полковник Ярослав Рощупкин. Рекорд был зафиксирован на совместных тактических учениях сил авиации и противовоздушной обороны ЦВО. Экипажи передислоцировались из Красноярского края в Астраханскую область. «Мы совершили беспосадочный полет протяженностью 7 часов 4 минуты, который является самым длительным за всю 36-летнюю историю эксплуатации МиГ-31», - отметил пилот одного из истребителей капитан Владимир Суржик. В общей сложности истребители преодолели почти 8 000 километров. Такой длительный перелет удалось осуществить благодаря трем дозаправкам в небе. Топливозаправщики Ил-78 «стыковались» с конусом-датчиком МиГ-31 на расстоянии десяти метров.
Истребители МиГ-31 на авиабазе Елизово на Камчатке, отработка посадки на частично повреждённую взлётно-посадочную полосу, январь 2016 года, (с) Минобороны России (http://www.mil.ru).
См. также документальные фильмы о МиГ-31:
[***] Ослепительный МиГ. "Ударная сила". Выпуск 22. Автор и режиссер: Михаил Хлюстов. Ведущий: Александр Ильин. Конструктор К.К. Васильченко рассказывает о МиГ-31 / ТРК "Останкино". 27.11.2003.
Производство: Телерадиокомпания "Останкино". Серия: "Ударная сила". Фильм: Ослепительный МиГ. Конструктор К.К. Васильченко рассказывает о создании истребителя-перехватчика МиГ-31 Автор и режиссер: Михаил Хлюстов. Ведущий: Александр Ильин Более сорока лет назад развернулось соревнование между двумя великими державами за доминирование в стратосфере. Предстояло создать самолет, поднимающийся на высоты более двадцати километров и способный летать в три раза быстрее звука. Американцы построили самолет SR-71 «Блекберд» из титана. Вскоре эти, выкрашенные черной краской разведчики появились в советском небе. Но триумф «Черных Дроздов» (так переводится название «Блекберд»). У Советского Союза появился перехватчик, ставший для непрошенных гостей страшной угрозой. Он назывался МиГ-25. Тайну конструкции советского сверхзвукового высотного перехватчика американцы раскрыли благодаря предательству. В 1976 году старший лейтенант Беленко угнал самолет в Японию. Но к этому времени в СССР на основе МиГ-25 уже создавался другой самолет с фантастическими возможностями. Всего два таких самолета, несущих боевое дежурство, заменяют размещенный на земле дивизион знаменитых «С-300». Четыре истребителя создают непреодолимый рубеж противовоздушной обороны шириной 800 километров. Это лишь малая часть достоинств уникального самолета, уже более тридцати лет стоящего на вооружении России, но до сих пор остающегося непревзойденным. Самолет называется МиГ-31. Вы узнаете историю подвигов и трагедий, ошибок и побед на пути преодоления тройной скорости звука и покорения стратосферы, тайны борьбы спецслужб за обладание секретами уникальных самолетов. О МиГ-31 расскажут создатели уникального самолета, люди, чьи судьбы удивительным образом переплелись с судьбой МиГ 31-го - генеральный конструктор МиГ-31 Васильченко К.К., инженер-испытатель Попов Л.С., командующий ПВО СССР Москвителев Н.И., маршал авиации Ефимов А.Н., летчики-испытатели КБ Микояна, летчики несущими охрану неба на этом самолете.
Эта порода собак большая редкость для России. Ее главная задача выследить и загнать лису. Отсюда и название: лисья гончая. В конце 18 века, когда были выведены первые представители породы никто, конечно, и подумать не мог, что через 200 лет само это слово: Фоксхаунд приобретет абсолютно иной смысл.. Оно будет вызывать самые противоречивые чувства: от уважения, граничащего с ужасом до полного бессилия и восторга. Фоксхаунд - так в кодировке блока НАТО будет значиться самолет, равного которому не было и до сих пор нет в мире. Лисья гончая это у них. Для нас он всегда будет просто МИГ 31. Смотрите специальный репортаж Дениса Берестова «Лисья гончая: МИГ длиною в жизнь». В фильме рассказывают о тяжелейших 90-х годах, о том, как уникальные МиГ-31 пилили на метал, о том, как американские акционеры подрывали производство, о тяжелом наследии Сердюкова и о трудном, запоздалом, но всё же спасении и возрождении производства уникальных машин МиГ. МиГ-31 (по кодификации НАТО: Foxhound - лисья гончая) - двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Разработан в ОКБ-155 в 1970-х годах. Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения. МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту до 1100 км. Изначально предназначался для перехвата крылатых ракет во всём диапазоне высот и скоростей, а также низколетящих спутников. Полки МиГ-31 несколько лет имели статус спецназа (СпН) в составе ПВО.