Музей-заповедник деревянного зодчества. Средний Урал. Нижняя Синячиха

Jun 20, 2015 10:47

Оригинал взят у otevalm в Музей-заповедник деревянного зодчества. Средний Урал. Нижняя Синячиха



Село Нижняя Синячиха было основано в 1680 году рядом с оживленной Государевой дорогой, связывавшей европейскую часть России и Сибирь. В память о старом Сибирском тракте ныне на музейном участке дороги установлены верстовые столбы и сторожевая будка. В 1794 году в Нижней Синячихе по указу С. Яковлева, представителя крупной уральской промышленной династии, начинается строительство грандиозного Спасо-Преображенского храма, который освятили в 1823 году. По местной легенде церковь строил итальянец. Но, по мнению специалистов, храм возводил тобольский зодчий, так как Спасо-Преображенская церковь является редким и лучшим образцом сибирского барокко.

Памяти удивительного человека Ивана Даниловича Самойлоав посвящается...


С конца 60-х годов XX века, после долгих лет запустения, благодаря усилиям И. Д. Самойлова, началась реставрация святыни. После завершения реконструкции на втором этаже здания Иван Данилович организовал небывалый в нашей стране музей уральской народной живописи, которую отличают оригинальные мотивы и монументальность (на Среднем Урале расписывались не только мелкие предметы, но целые интерьеры домов). В начале 80-х годов рядом со Спасо-Преображенским храмом силами И. Д. Самойлова началось создание музея деревянного зодчества.




Я запомнила его светлым человеком с очень милой, почти детской улыбкой, добрыми светящимися глазами. Давно вынашивала мысль написать о деле всей его жизни - Музее деревянного зодчества под открытым небом.

Согласно книге Режевские сокровища, И. Д. Самойлов родился в деревне Исаково, что на реке Реж. В этих же местах он собрал большую часть своего знаменитого собрания предметов деревянного зодчества и крестьянской народной росписи.




Еще в 1970-х годах Иван Данилович на одном лишь энтузиазме, собственными силами начал работы по реставрации заброшенного, разрушающегося храма в Нижней Синячихе. При этом он в прямом смысле слова рисковал жизнью. Ведь за подобное в чудовищные советские времена расстреливали или отправляли в ГУЛАГ. Но судьба к Ивану Даниловичу Самойлову оказалась благосклонна.В то же время у Самойлова возникла идея собрать в Нижней Синячихе лучшие старинные здания - образцы русского деревянного зодчества. С единомышленниками Самойлов ездил по глухим деревням и селам Среднего Урала, искал ценные деревянные строения, а также собирал экспонаты для музея народного творчества.




Многих из тех деревень уже давно не существует. Найденные строения аккуратно разбирались, перевозились в Нижнюю Синячиху, здесь заново собирались и реставрировались. На одном лишь энтузиазме была проделана колоссальная работа!




Двухэтажный шестистенный дом в свое время был центральным элементом целого комплекса (таможня, избы, амбары, конюшни и т. д.), которые возводились вдоль Сибирского тракта, соединявшего центральную Россию и Сибирь.




Уникальным на Урале памятником фортификационной архитектуры является башня Арамашевского острога. В XVII веке, когда первые русские поселенцы на Среднем Урале селились вблизи границы с кочевниками, деревянные крепости-остроги строились для защиты окрестных деревень.




Интересным памятником архитектуры является ветряная мельница. Чаще на Среднем Урале ставили водяные мельницы, но в деревнях и селах по берегам крупных рек строились ветряки.




Гордостью музея деревянного зодчества являются пять часовен, в прошлом подобные строения ставились не только в селах (отличительной особенностью которых было наличие церкви), но и во многих деревнях Среднего Урала. Часовня Ильи Пророка относится к старейшему на Урале типу клетских культовых сооружений, состоящих из сруба с двускатной крышей, над которой возвышается главка с круглым барабаном и луковицей.



Восстановительные работы




Часовня Вознесения (слева) постройку этой часовни датируют началом 19 века. Находившуюся на грани полного разрушения часовню привезли сюда в 1980 году из заброшенной деревни Карповой Верхотурского уезда. Благодаря яркой покраске часовня заметно выделяется на панорамах Нижней Синячихи. Да и сам Иван Данилович Самойлов считал часовню Вознесения самым ярким и веселым строением в музее-заповеднике.
Часовня Александра Невского (справа). Эта часовня-ротонда 19 века была привезена из села Останино того же Алапаевского района.




В музее деревянного зодчества представлены усадьбы XVII, XVIII и ХIХ веков. Они позволяют проследить, как со временем изменялась архитектура, конструкция, декор, планировка жилого комплекса уральской деревни. Изба XVII века практически лишена украшений. Завершает здание огромная двускатная кровля с вознесшимся к небу коньком, главным декоративным элементом и оберегом дома.

Очень интересный, запоминающийся объект музея-заповедника. На территории усадьбы, за оградой (вход в которую свободный), стоят несколько строений. Прежде всего, сама изба XVII века - редчайший для Урала экспонат).
Изба XVII века отличается своей монументальной основательностью. Кстати, этот экспонат является составным, избу собрали из нескольких старинных построек, стоявших в деревнях Таборы и Арамашка.




Но все же наибольшее восхищение вызывает стоящая в огороде за домом баня.




Баня срублена всего лишь из трех бревен, да каких!!! Этим деревьям было, наверное, под полтысячи лет. Топилась баня "по-черному". Столь уникальное строение привезено сюда из деревни Городище Алапаевского района.

Также интересна лежащая у забора огромная колода. Ее использовали для кормления лошадей. Колода вырублена из ствола огромного дерева. Чтобы обхватить его ствол, понадобилось бы несколько человек.




В XVIII веке фасад избы получает большее количество украшений. Окна становятся шире, с двумя ставнями. Наличники окон украшаются росписью и резьбой. Планировка усадьбы переходит от гнездовой к уличной планировке.



Постройку привезли из деревни Вогулка Алапаевского района.




Настоящая революция в архитектуре крестьянского жилища происходит в XIX веке: увеличивается размер дома, усложняется планировка. Но самое главное, фасад здания и даже хозяйственные постройки получают обилие резных украшений. Интерьер дома раскрашивается сказочными росписями, которые поражают не меньше, чем внешний облик здания.
Этот дом уже более похож на современные деревенские дома. Он привезен из канувшей в лету деревни Камельской Алапаевского района.




Фасад дома украшен деревянной резьбой. Внутри усадьбы воссоздана обстановка, какая была в ней в XIX веке. Комната в доме (белая горница) украшена красивейшей росписью, выполненной в 1897 году.




***




***




***




Колодцы

В Нижней Синячихе собрано много колодцев самых разных систем. Например, вот этот ранее действовавший колодец начала XX века интересен большим деревянным колесом.



С помощью прокрутки колеса приводится в движение деревянный валик. На него наматывается веревка или цепь, и поднимается наполненное водой ведро. Колодец местный, а колесо привезли из деревни Савиной. Кстати, один из родников местные жители прозвали в честь основателя музея Данилычем.

Кузница и якорь




Здание заводоуправления




Каменное одноэтажное здание вблизи пруда - то немногое, что осталось от Нижнесинячихинского железоделательного завода.
В здании заводоуправления самая интересная на территории всего музея-заповедника выставка, посвященная Ивану Даниловичу Самойлову. Здесь вы увидете его фотографии - от юности до последних его дней, документы, связанные с ним, странички из дневника и много чего еще интересного.




Также в этом здании размещены выставки картин алапаевских художников и русского художественного текстиля и ручного ткачества, но это уже другая история...

Самойлов стал первым человеком, удостоившимся за свои великие заслуги звания Почетного гражданина Свердловской области.




7 августа 2008 года Ивана Даниловича не стало... Он похоронен здесь, в Нижней Синячихе, в церковной ограде у стен храма, реставрации которого он отдал многие годы своей жизни...

Previous post Next post
Up