Тхаба-Ерды - один из древнейших христианских храмов России

May 11, 2014 13:04

[Spoiler (click to open)]Оригинал взят у leghe в Тхаба-Ерды - один из древнейших христианских храмов России
Недавно ЦБ РФ выпустил новую монету. Посвящена эта монета храму, который находится в Ингушетии, и, конечно это сразу привлекло мое внимание. Вот она, монетка:




Начинаю смотреть, а что это за храм такой? Как переводится его название? Оказывается, единого мнения в среде учёных относительно значения названия памятника нет. Одними исследователями название выводится с ингушского ТкъобIa-Ерды как «Наша вера», также «Храм веры», другие исследователи склоняются к значению названия «Две тысячи святых», третья группа учёных склоняется к версии, что Тхаба-Ерды - это искаженное от Тома-Ерды, то есть храм святого Фомы.

Наиболее красивое фото храма, найденное мною в интернете, вот:



Фото Алексея Кислова, нач. сентября 2012 г., с сайта perekatypole.com

Скорее всего, именно это фото и вдохновило дизайнеров ЦБ РФ на выпуск монеты.


Храм Тхаба-Ерды относится к Махачкалинской епархии, состоит в cоставе Джейрахско-Ассинского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. Адрес: Россия, респ. Ингушетия, Джейрахский р-н, близ аула Хайрах

На карте выглядит вот где:




От Ставрополя примерно 440 километров, но если до Владикавказа доехать можно вполне с комфортом, то последний кусочек пути лежит кто его знает по каким местам.

Но поездка туда того стоит!
История (Википерия нам в помощь :) храма такая:

Храм был вероятно возведен около конца X-начала XI веков, из камней и плитняка, грузинскими мастерами. Грузинская надпись на храме упоминает Грузинского святителя начала XI века - католикоса и "патриарха всего Востока Мелхиседека." Храм был перестроен в XII-XIII веках.

Позже разрушен, а затем отчасти перестроен ингушскими мастерами в XV-XVI веках. Храм стал известным как "Тхаба-Ерды" - среди разных истолкований названия одним из основных является храм "двух тысяч святых". Из-за упадка христианства в результате монголо-татарского нашествия храм стал святилищем, а затем местом заседаний средневекового ингушского "парламента" - Мехк Кхела.

Вновь выявлен как христианский храм в 1781 году, после чего неоднократно исследовался. В 1970-х и 2000-х годах реставрировался.

10 ноября 2012 года впервые за более чем сто лет состоялось православное богослужение: молебен который совершил секретарь Владикавказской епархии священник Савва Гаглоев. В то время глава республики Ингушетии Ю-Б. Б. Евкуров выступил с инициативой возродить в храме богослужебную жизнь. 27 ноября 2012 года епархиальный совет Владикавказской епархии поддержал это начинание и постановил "обратиться к руководству Республики Ингушетия и Джейрахско-Ассинского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника с предложением об открытии архиерейского подворья в храме Тхаба-Ерды".

8 апреля 2013 года впервые в современной истории в храме состоялось архиерейское богослужение: молебен совершенный епископом Махачкалинским Варлаамом. В то время владыка заявил что "наш долг возобновить здесь литургическую жизнь, а также помочь паломникам, желающим посещать это святое место".

Прямоугольная в плане базиликальная постройка под невысокой двускатной кровлей, первоначально имевшая пониженные боковые пристройки. Богатый скульптурный декор храма вероятно относится к XII-XIII векам.

Интересные фотки храма можно найти в сети, все что ниже - со странички сайта foma.ru/article/index.php?news=7234





Храм Тхаба-Ерды был основан в VIII-IX веках. На это указывает его архитектурное сходство с армянскими храмами того периода, чья датировка известна более или менее точно. В частности, речь идет о церквях армянской области Ташир (сейчас - область Лори). Например, алтарное окно Тхаба-Ерды. Аналогичные окна - двойные, узкие и арочные - часто встречаются в армянских церквях VII века. Для сравнения: в грузинской архитектуре такие окна стали появляться позднее - к X-XI векам.



На западном фасаде храма - композиция с двумя персонажами. Слева - Христос. Справа - человек с крестом и мечом, очевидно, некий местный князь, заказчик храма. Вопреки принятой «субординации», изображение Христа находится ниже изображения князя. Из этого ученые делают вывод, что первоначально их расположение было другим.



На одной из каменных плит изображен стрелок из лука, на плите другого фасада - животное, лань или олень. Раньше эти два изображения составляли единую композицию: возможно, это был сюжет о великомученике Евстафии Плакиде. Этот святой принял христианство после того, как во время охоты на оленя образ распятого Христа явился ему между двух оленьих рогов со словами: «Плацид, зачем преследуешь ты Меня, желающего твоего спасения?»



Бюст человека на одной из плит - предположительно, изображение апостола. По мнению специалистов, помещать таких апостолов по периметру храма - армянская архитектурная традиция еще VIII века.

Как говорится, монеты располагают к увеличению интереса к изучению родного края!

Интересное

Previous post Next post
Up