Сколько прекрасных игр и забав знавали мы в золотую пору детства, когда деревья были неизмеримо выше, никто еще не помышлял о мобильной связи и социальных сетях, а газированная вода продавалась в автоматах! От вдумчивой стратегии «морского боя» и «точек» до захватывающих «гонок», главным (и единственным) реквизитом для проведения которых были лист бумаги и шариковая ручка. И уж точно, мало что может соперничать в популярности с таким знаковым артефактом школьной поры, как бумажный самолетик…
Тем более отрадно осознавать, что и в наши дни, и для нынешних школьников, вполне уже освоивших мировую сеть и смартфоны, бумажные самолетики ничуть не потеряли своей актуальности.
И более того, служат источником вдохновения для вполне взрослых авиаконструкторов, становятся поводом для создания официальных организаций и проведения международных спортивных соревнований!
Знакомый нам с детства бумажный самолетик - детище древней техники «аэрогами», одной из ветвей оригами, известного японского искусства складывания бумаги.
По-японски он называется 紙飛行機 - «ками хикоки» («ками» - бумага, «хикоки» - самолет).
Овладеть технологией складывания бумажного самолетика совсем нетрудно - сборка простейшей модели насчитывает всего шесть позиций.
Сама традиция создания летающих бумажных игрушек, судя по всему, уходит корнями в Китай - на родину бумаги и воздушных змеев. Бумажные модели использовали для подтверждения своих серьезнейших гипотез поколения конструкторов, ломавших голову над проблемой создания летательного аппарата тяжелее воздуха - от Леонардо да Винчи до братьев Райт. В 20-м веке большой вклад в популярность этой незамысловатой игрушки внес Джек Нортроп, сооснователь Lockheed Corporation, который в начале 30-х использовал бумажные самолетики для тестирования идей, связанных с производством самых настоящих самолетов. Не отставали от Нортропа и конструкторы германских «хейнкелей» и «юнкерсов».
При этом параллельно развивалась его история как самой заурядной детской забавы - к примеру, в Британии был найден самолетик, сделанный каким-то непоседливым школяром приблизительно в то время, когда английский престол занимала королева Виктория. Почему именно непоседливым? Лист, из которого была сложена игрушка, исписан повторяющейся фразой «Господь накажет грешников». Весьма распространенная мера дисциплинарного взыскания для школьников в Альбионе (вспомнить хотя бы соответствующий эпизод из «Гарри Поттера»).
В 1977 году Эдмонд Xи, взяв за основу аэродинамику дельтапланов разработал бумажный самолёт, подобный по форме стелс-бомбардировщику, назвав его «Паперанг». Он имеет работающие аэродинамические поверхности и длинные узкие крылья, а его конструкция позволяет изменять каждый параметр формы самолета. «Паперанг» обладает исключительно большим коэффициентом относительной дальностью планирования - более 12 (то есть при потере 1 м высоты пролетает более 12 м по горизонтали).
В 1989 году Энди Чиплинг основал Ассоциацию бумажного авиастроения.
Многочисленные попытки увеличить время пребывания самолетика в воздухе ежегодна приводят к достижению взятию очередных рекордных планок.
Многочисленные попытки увеличить время пребывания бумажного самолётика в воздухе время от времени приводят к взятию очередных барьеров в этом виде спорта. Кен Блэкберн удерживал мировой рекорд на протяжении 13 лет, с 1983-го по 1996-й, и вновь получил его 8 октября 1998 года, заставив свой самолет продержаться в воздухе 27,6 секунды. Результат был подтвержден представителями Книги рекордов Гиннесса и репортерами CNN.
В 2009-м этот результат побил Такуо Тода, глава японской Национальной ассоциации любителей бумажных самолетиков, улучшивший время на 0,3 секунды.
Рекорд по дальности полета был установлен в 2003 году американцем Стефаном Крайгером, он составляет 63,19 метра.
С 2006-го года проводятся соревнования по запуску бумажных самолетиков под названием «Red Bull Paper Wings». В мае 2012-го года очередной чемпионат проводился в Зальцбурге, Австрия, в нем участвовали представители 85 стран. Соревнования проводятся в трех дисциплинах: самая длинная дистанция, самое долгое планирование и аэробатика (демонстрация фигур высшего пилотажа).
Россию представляли Александр Чербаев, Евгений Переведенцев и Евгений Бобер. Нашим спортсменам, увы, победу одержать не удалось. В категории «Дальность полета» первое место занял Томас Бек (Чехия) - 50,37 м. В категории «Длительность полета» - Эли Чемали (Ливана), показавший лучшее время 10,68 секунд.
Между прочим, бумажный самолетик с 1960-го года украшает официальный логотип авиакомпании «Австрийские авиалинии».
В заключение, если детские впечатления успели смазаться или по какой-то причине в школьные годы методика бумажного авиастроения прошла мимо вас стороной, напомним один из популярнейших вариантов складывания классического самолетика из листа формата А4.
1. Расположив бумагу короткой стороной к себе, загните левый (или правый) край так, чтобы он совпал с противоположным краем. Разладьте складку.
2. Разверните бумагу. Сложите левый верхний угол так, чтобы он коснулся основной центральной складки, затем повторите процедуру для правого верхнего угла.
3. Согните образовавшийся угол по линии, где заканчиваются края загнутых ранее углов, чтобы стороны, которыми эти углы соприкасаются с центральной сладкой, оказались внутри.
4. Повторите действия, описанные во 2-м пункте, только теперь стороны углов сверху должны немного не доходить до центральной складки, т.е. идти наискосок, при этом не закрывая полностью ранее сложенный треугольник.
5. Загните маленький выглядывающий уголок так, чтоб он зафиксировал сложенные вами углы.
6. Согните самолетик пополам этим треугольником наружу, согните стороны к основной складке… От винта!!!