Оригами ( 折り紙 , «сложенная бумага») - древнее японское искусство складывания фигурок из бумаги. Своими корнями техника уходит на родину бумаги - в Древний Китай. Уже к началу периода Хэйан она активно использовалась в религиозных обрядах, впоследствии приобрела сословный характер - долгое время владение этим искусством читалось признаком хорошего тона в аристократической среде. Самураи обменивались подарками, украшенными «носи» - маленьким фунтиком, из которого выглядывает кусочек желтой бумаги. Он символизировал деликатесного моллюска Морское ушко, завернутого в бумагу, приносящего удачу и благополучие. Бабочки, сложенные из бумаги, на Синто-свадьбах олицетворяли жениха и невесту.
Следует отметить, что искусство фигурного складывания бумаги присуще не только японской культуре. Подобные традиции, хоть и не столь развитые, существовали в Китае, Корее, Германии и Испании. В Европу бумага попала посредством мавров около 11 века. В 17-18 веках было популярно особым образом складывать свидетельства о крещении. К 17 веку существовал уже целый ряд традиционных моделей: испанская птичка-Пахарита, шляпы, лодки, домики… В начале 19 века Фридрих Фребель сделал важнейший вклад в это искусство, предложив его в качестве обучающей техники, для развития моторики у маленьких детей.
При изготовлении классического оригами используется квадратный лист бумаги. Ни клей, ни ножницы, ни дополнительная бумага не используются. Хотя в наши дни допускается пропитка исходника специальными клеевыми составами - для шейпинга, то есть придания изделию формы, его консервации.
Для того, чтобы зафиксировать последовательность действий даже для самого сложного изделия, в середине 20-века известный мастер Акира Есидзава разработал специальный набор условных знаков, которые были впоследствии дополнены преподавателем музыки Сэмюэлем Л. Рандлеттом и иллюзионистом Робертом Харбином. С этого начинается победное шествие оригами по планете.
С каждым годом набирает популярность модульное оригами (у нас такую технику называют «кусудама», что не совсем точно отражает суть т.к. эта техника предполагает сшивание модулей в шар) - целая фигура складывается тут из многих одинаковых деталей. Каждая деталь складывается по правилам классического оригами. Получившиеся модули вкладываются друг в друга, сила трения не дает конструкции развалиться.
Британский оригамист Джон Смит разработал стиль «простое оригами», ориентированный прежде всего на начинающих, позволяющий им в кратчайшие сроки овладеть техникой. Этот стиль ограничен использованием складок «горой» и «долиной».
Существует так же методика складывания оригами по развертке. На чертеже изображены все складки базовой формы изделия, далее необходимо, руководствуясь фотографией авторской модели, придать изделию форму. Это сложнее, чем складывание традиционным методом, но такой метод позволяет не только сложить модель, но и понять, как она была придумана автором.
Более двадцати лет назад Акира Есидзава разработал технику «мокрого складывания». Смоченная водой бумага, которая используется в ней, позволяет придать фигуркам плавность линий, большую выразительность и жесткость. Особенно хорошо подходит такой метод для создания негеометрических объектов - например, цветов или фигурок животных, позволяет им выглядеть более естественно. Для мокрого складывания подходит бумага, в которую при производстве добавляют для скрепления волокон водорастворимый клей.
Метод оригами связан с некоторыми областями математики. К примеру, пристальное внимание ученых вызвала проблема плоского изгиба - возможно ли согнуть образец складки в двухмерную модель? Проблема твердого оригами имеет и практическое значение: если заменить бумагу листом металла и использовать стержни вместо линий складок, получится ли соответствующую модель? Примером решения этой проблемы стали твердые сгибы Миуры, которые используют для развертывания массивов солнечных батарей космических спутников.