Батик

Jan 11, 2013 15:38



Эта техника росписи по ткани пришла к нам из Юго-Восточной Азии, само слово «batik» в переводе с индонезийского означает «капля воска». Название отражает самую суть техники - специальный закрепитель (традиционно это парафин, но в наши дни мастера используют резиновый клей, бензин, целый спектр смол и лаков) наносится на ткань (шелк, хлопок, шерсть, синтетика) и не пропускает краску, «резервируя» отдельные участки ткани от окрашивания.  Поэтому закрепитель называется «резерв» или «резервирующий состав».


Разделяют несколько видов батика, отличающихся способом резервирования ткани - горячий, холодный, узелковый, свободная роспись.
В горячем батике основным материалом служит хлопчатобумажная ткань, а функцию резерва исполняет воск, который наносится при помощи специального инструмента, именуемого «чантинг». Воск используют в горячем, расплавленном виде, пропуская тонкой регулируемой струйкой через иглу в чантинге на сухую ткань. По завершении работы воск удаляют с поверхности ткани. Эффект росписи достигается посредством нанесения краски слоями.
В холодном батике преимущественно работа идет с шелком, используют краски на основе анилина. Резервом служит специальный материал, различный по цвету и консистенции - резиновый значительно гуще резерва, сделанного на основе бензина. Соответственно различается и инструментарий: для бензиновых резервов используют стеклянные трубочки с резервуаром, для резиновых - тюбики с удлиненным носиком. 
Широкое распространение получила также техника свободной росписи, позволяющая подчеркнуть своеобразие авторской манеры и уникальность каждого произведения - главные преимущества ручной работы. Используют анилиновые красители (иногда с примесью различных загустителей) или масляные краски с растворителями; ткань берут из натурального шелка либо синтетических волокон. Натянув на раму, ткань либо пропитывают раствором на основе воды и поваренной соли, дают высохнуть, а затем расписывают. Либо ведут роспись смесью поваренной соли с красителями. Это дает возможность работать свободным мазком, варьируя степень насыщенности цвета и форму. Свободную роспись красками с солевым раствором успешно сочетают с холодным батиком.
Следует отметить еще две техники. «Сибори» (складной батик) корнями уходит в Японию, результат здесь достигается посредством перевязывания, заматывания, прошивания, складывания окрашиваемой ткани.  И «Бадан» (техника узелкового батика), пришедший из Индии, при котором неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью, удаляя нити после окрашивания. 

батик, роспись, ткань, творчество

Previous post Next post
Up