Эта техника росписи по ткани пришла к нам из Юго-Восточной Азии, само слово «batik» в переводе с индонезийского означает «капля воска». Название отражает самую суть техники - специальный закрепитель (традиционно это парафин, но в наши дни мастера используют резиновый клей, бензин, целый спектр смол и лаков) наносится на ткань (шелк, хлопок, шерсть, синтетика) и не пропускает краску, «резервируя» отдельные участки ткани от окрашивания. Поэтому закрепитель называется «резерв» или «резервирующий состав».
Разделяют несколько видов батика, отличающихся способом резервирования ткани - горячий, холодный, узелковый, свободная роспись.
В горячем батике основным материалом служит хлопчатобумажная ткань, а функцию резерва исполняет воск, который наносится при помощи специального инструмента, именуемого «чантинг». Воск используют в горячем, расплавленном виде, пропуская тонкой регулируемой струйкой через иглу в чантинге на сухую ткань. По завершении работы воск удаляют с поверхности ткани. Эффект росписи достигается посредством нанесения краски слоями.
В холодном батике преимущественно работа идет с шелком, используют краски на основе анилина. Резервом служит специальный материал, различный по цвету и консистенции - резиновый значительно гуще резерва, сделанного на основе бензина. Соответственно различается и инструментарий: для бензиновых резервов используют стеклянные трубочки с резервуаром, для резиновых - тюбики с удлиненным носиком.
Широкое распространение получила также техника свободной росписи, позволяющая подчеркнуть своеобразие авторской манеры и уникальность каждого произведения - главные преимущества ручной работы. Используют анилиновые красители (иногда с примесью различных загустителей) или масляные краски с растворителями; ткань берут из натурального шелка либо синтетических волокон. Натянув на раму, ткань либо пропитывают раствором на основе воды и поваренной соли, дают высохнуть, а затем расписывают. Либо ведут роспись смесью поваренной соли с красителями. Это дает возможность работать свободным мазком, варьируя степень насыщенности цвета и форму. Свободную роспись красками с солевым раствором успешно сочетают с холодным батиком.
Следует отметить еще две техники. «Сибори» (складной батик) корнями уходит в Японию, результат здесь достигается посредством перевязывания, заматывания, прошивания, складывания окрашиваемой ткани. И «Бадан» (техника узелкового батика), пришедший из Индии, при котором неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью, удаляя нити после окрашивания.