![](http://ic.pics.livejournal.com/loftcenter/49629748/155853/155853_original.jpg)
30 мая 1846 года родился Петер Карл Фаберже, всемирно известный ювелир.
Фаберже родился в Санкт-Петербурге, в семье обрусевшего немца-ювелира и дочери датского художника. Путешествовал по Европе, обучался ювелирному делу в Дрездене и Франкфурте, затем унаследовал отцовское дело.
Изделия Фаберже, выставленные на Всероссийской художественно-промышленной выставке, были замечены императором Александром III. Фаберже получил царское покровительство, стал придворным и получил звание «ювелир Императорского Эрмитажа».
По заказу императора Александра (сувенир предназначался его супруге) Фаберже и его мастера изготовили в 1885 году первое пасхальное яйцо. Оно отсылало одновременно к двум национальным мотивам - разбирающейся на составные части кукле-матрешке и сказочному сюжету вокруг волшебного яйца Кощея Бессмертного. В то же время, сама схема изделия копировала ювелирные образцы начала 18-го века, хранившиеся в сокровищнице датской короны - таким образом, сюрприз еще и напоминал жене царя о ее «малой родине». Снаружи его покрывала белая эмаль, имитирующая скорлупу. В «желтке» из матового золота располагалась курочка, изготовленная из цветного золота. В курочке была спрятана рубиновая корона.
С тех пор Фаберже ежегодно выпускал по яйцу, причем по условиям заказа каждый новый сувенир должен был отличаться от предыдущих, а на работу над изделием уходил почти весь год. Всего фирмой было выпущено 71 яйцо, а само словосочетание «яйца Фаберже» стало синонимом немыслимой роскоши и богатства Империи периода ее упадка.
Материалом для изготовления яиц служило золото, серебро и драгоценные камни, но зачастую мастера экспериментировали с материалами, используя драгоценные сорта древесины или горный хрусталь.
После триумфа Фаберже при дворе, его клиентами стали богатейшие семьи России. Изделия фирмы пользовались большим успехом, в качестве подарков их рассылали представителям августейших фамилий Европы.
Сам ювелир был осыпан орденами и почестями, в центре Петербурга было возведено новое здание для его предприятия, вместившее магазин и мастерские и личную резиденцию Фаберже.
Структура производства Фаберже была новаторской для своего времени: фирмы, входящие в концерн, обладали изрядной долей самостоятельности. Значительная часть мастеров были выходцами из Финляндии. Кроме того, в числе ведущих ювелиров концерна была женщина, Алма Пихл. Именно она разработала «Зимнее яйцо», поражающее зрителя реалистичностью морозных узоров на хрустале.
Изделия фирмы отличало большое разнообразие. Кроме хрестоматийных пасхальных яиц хотелось бы отметить оригинальный натюрморт 1905 года. Он изображает набор подчеркнуто приземленных, даже вульгарных предметов - граненый стакан водки, папиросный окурок, рыбный скелетик, обрывок газеты, засиженная мухами яичница - и все это помещается на самом обычном с виду кирпиче. Ирония в том, что все элементы композиции выполнены из драгоценнейших материалов: яшма, белый камень, янтарь, серебро, хрусталь, кварц…
После революции производство было национализировано, а сам ювелир эмигрировал в Швейцарию, где и скончался. Его сыновья, основав в Париже фирму «Фаберже и К», продолжили семейный бизнес.
Большинство изделий Фаберже в наши дни хранится в государственных музеях. Второе место после кремлевской коллекции занимает собрание нью-йоркского миллионера Форбса (в 2004 году она была целиком выкуплена российским бизнесменом Вексельбергом).
В 2007 году марка «Фаберже» была выкуплена представителями фонда Pallinghurst Resources LLP, которые рассчитывают вывести ее в лидеры ювелирного рынка. Главным дизайнером был назначен французский ювелир Фредерик Заави.