"Обнаженка" в Москве XVII в.

Jun 20, 2020 15:22

Первое знакомство "московитов" с искусством, воспевающим обнаженную человеческую натуру в публичном месте, произошло, по всей видимости в 1624-1625 гг., и можно указать даже конкретное место действия - Фроловская башня Московского Кремля (ныне - Спасская). Известно, что тогда по проекту прибывшего в Россию в 1621 г. английского архитектора Христофора Галовея башня была перестроена, и над ней был возведён многоярусный верх в готическом стиле с элементами маньеризма. К элементам декора относились среди прочего и некие четыре обнаженные статуи-«болваны». Ничего конкретного сказать об этих статуях источники не позволяют, но известно, что их нагота явно смущала москвичей, и статуи было решено принарядить. Как пишет в своём труде "История города Москвы" И. Е. Забелин:

"Въ 1624 г. октября 6 по указу царя Михаила Ѳедоровича сдѣлано было на четыре болвана однорядки (верхняя одежда) суконныя, сукна пошло англинского разнаго цвѣту 12 аршин; а быть тѣмъ болванамъ, сказано въ записи, на Фроловскихъ воротѣхъ. Такимъ образомъ, эти болваны были поставлены, вѣроятно, по четыремъ угламъ воротъ еще во время первоначальнаго устройства башни по замыслу Галовея. Однако по Русскому обычаю ихъ одѣли въ суконные кафтаны, вѣроятно, съ мыслью сокрыть ихъ статуйную идольскую наружность и дать имъ видъ живыхъ людей."

Галовей, кстати, за свою работу получил хорошее государево жалование: "серебряный кубокъ, 10 арш. атласу алаго, 10 арш. камки лазоревой, 5 арш. тафты виницейки червчатой, 4 арш. сукна красномалиноваго, сорокъ соболей-41 р., сорокъ куницъ-12 р., всего почти на 100 р."
Страшный московский пожар 1626 г. статуи, по-видимому, пережили, но в 1654 г., в самый разгар чумной эпидемии в русской столице, возникший ночью 5 октября огонь нанёс огромный урон Фроловской башне - "что было деревяннаго, выгорѣло и часы испортило, и часовой колоколъ упалъ и своды въ башнѣ проломилъ и разбился". Обнажённые, но прикрытые однорядками "болваны" тоже погибли. По рассказу посетившего Москву как раз в то время архидиакона Павла Алеппского: "когда взоры царя [Алексея Михайловича] упали издали на эту прекрасную сгорѣвшую башню, коей украшенія и флюгера были обезображены, и разнообразныя, искусно высѣченныя изъ камня статуи обрушились, онъ пролилъ обильныя слезы".

Московия, Раннее Новое, история

Previous post
Up