Васа

Feb 08, 2017 23:18

О корабле "Васа" знают в принципе все, кто интересуется историей флота. Или Швецией. Знаменит кораблик, правда, не боевыми подвигами и не своими плаваниями. Плавание у него было собственно одно - из королевской верфи Блазиенхольмен до островка Бекхольмен, это всего несколько километров. Знаменит "Васа" как раз своей короткой мореходной жизнью и эпическими просчетами при проектировке.



Вся история в двух словах: захотелось "северному льву" шведскому королю Густаву II Адольфу заиметь свой собственный флагманский корабль. Чтоб по-взрослому, все как у людей, и пушек побольше. Поэтому в процесс проектировки и строительства он всячески вмешивался и заставил инженеров изменить первоначальный план и добавить лишнюю пушечную палубу, хотя киль корабля уже был заложен. И рассчитан на другие размеры. Королю никто перечить не рискнул, тем более сам Густав отбыл на континент и всячески торопил строителей в письмах. В итоге построили как получилось: корабль имел слишком высоко расположенный центр тяжести, и его легко шатало даже от небольшого ветра. Результат закономерен - как только "Васа" вышел на более-менее открытую воду, и к ветерку добавились и волны, он накренился, черпанул через пушечные порты водицы и бодро пошел ко дну. Было то в 1628 г.

Уже в XX в. трудолюбивые шведы корабль со дна подняли и сделали вокруг него музей - "Васа" отлично сохранился, и по нему можно наглядно изучать устройство военно-морского судна XVII в. Так вот к чему вся эта преамбула. Осенью была у меня между архивами свободная минутка в Стокгольме и я забрел в музей. И осматривая корабль заметил заметил крайне любопытую деталь. Вот вы когда-нибудь задавались вопросом - как во время плавания матросы ходили, простите, в туалет? Как-то во всех романах и фильмах о бравых пиратах эта подробность не раскрывается. А вот "Васа" дает ответ:






Да, именно вот на это маленькое ведерко бегала по очереди матросня. Особенно представляю себе всю романику момента в шторм. Да или просто в дождь. И да - ведро для рядового состава было одно. У офицеров, правда, удобства были получше - в корме да под крышей. Если память не изменяет, то вот собственно и они:



В общем свои были прелести у корабельной жизни. Кстати с расследованием катастрофы "Васы" тоже забавно получилось: за дело взялись было сперва основательно, занимался им сам Шведский Государственный совет. Однако довольно быстро выяснилось, что капитан не виноват, а строители - так те просто следовали прямым указам короля, ни на шаг не отступая от утвержденного Его Величеством плана. В общем все ниточки тянулись к королю, и дело как-то замяли. А наказан никто так и не был.

музей, фото, Раннее Новое, история, Швеция

Previous post Next post
Up