Не далее, как на прошлой неделе настигла меня статья Арановича про Вагнера, в которой тот разоблачает композиторский антисемитизм и представляет того не просто юдофобом, но Дьяволом во плоти (статья тут: http://www.proza.ru/diary/david2002/2010-08-30 и вот тут еще вариации на тему: http://newrezume.org/news/2016-03-31-13812). Читаю я это все и закрадывается ощущение, что не все так просто. Начинаю углубляться в вопрос. Не успела я достаточно углубиться, как поисковик выдает мне статью, ответную на приведенные ранее (вот здесь: http://jig.ru/neskonchaemaya-lozh-o-riharde-vagnere/#.VwI8_zEppXR). Выглядит она чутка посимпотичнее, хотя бы потому что градус истеричности повествования заметно снижен. Обе статьи, так или иначе, ссылаются на очерк Вагнера "Еврейство в Музыке" (вот он: http://knigosite.org/library/read/88728). Что я имею вам сказать, почитав этот очерк: [далее...]да, Вагнер антисемит, нет, не Дьявол во плоти. Этот бытовой антисемитизм не имеет ничего общего с "Окончательным решением еврейского вопроса". Кстати, если вы залезли все-таки почитать Вагнеровскую статью, то могли заметить, что цитата Ф. Листа, приведенная в качестве эпиграфа, несет в себе гораздо больше неприятия к евреям, чем вся остальная статья Вагнера. В своей статье Вагнер целенаправленно нападает на двух "немецких композиторов еврейского происхождения": Ф Мендельсона и Д. Мейербера, что характерно оба композитора питали определенное презрение по отношению друг к другу. В вину Мендельсону Вагнер ставит подражание И. С. Баху и недостаточно глубокую эмоциональность. В данном случае Мендельсон отделался легким испугом, т.к. принял лютеранство и активно мимикрирует под европейца. Мейербер принимает все остатки негодования Вагнера на себя: и за то, что иудей, и за то, что плодовитый оперный композитор, и за то, что в операх совмещает немецкую, французскую и итальянскую школы. За то, что считается с индивидуальными особенностями исполнителей иногда в ущерб авторскому видению, но в угоду качества представления. Но в первую очередь - за коммерческий успех. До примерно сороковых годов 19 века Мейербер частенько помогал Вагнеру финансово (и в тот период Вагнера совершенно не беспокоила национальная принадлежность Мейербера), но после определенных творческих разногласий, делать это перестал. Гейне по этому поводу на Мейербера тоже обижался. Таким образом, можно сделать предположение, что плевание ядом в статье - в большей степени личная неприязнь, чем антисемитизм.
И, в качестве бонуса для тех, кто дочитал до конца: 1. Антисемитские высказывания не помешали Ф. Листу написать вариации на тему одной из опер Мейербера. 2. Вот что сказал П. И. Чайковский по отношению к Вагнеровской критике Мендельсона: "Не стыдно ли было высокодаровитому еврею с таким коварным ехидством услаждать человечество своими инструментальными сочинениями вместо того, чтобы с немецкой честностью усыплять его подобно Вагнеру в длинных, трудных, шумных и подчас невыносимо скучных операх!" 3. Ну и самое распоследнее: среди моих друзей и знакомых есть несколько человек, пытающихся открыть для меня гений Вагнера. Так вот, вы кроме "Полета Валькирий" у него что-нибудь слушали? Вы вообще смогли дослушать от начала до конца хоть одну оперу Вагнера (я про "Кольцо Нибелунгов" даже не говорю) и не уснуть? Последний пункт был к тому, что комплекс неполноценности Вагнера, стремящегося ко всему гигантскому, иногда заставляет почувствовать себя неловко. Примерно так же, как когда видишь лысеющего сморчка на джипе с коробкой-автомат.