Вот и я добралась до «Игры Престолов». Посмотрела за месяц все шесть сезонов запоем. Сериал, конечно, шедевральный, после него все остальные кажутся бледными и скучными. Неугомонная писательская натура сразу же заставила меня задуматься о том, почему же он такой классный. Прекрасные актеры, отличная работа художников, операторов и костюмеров, красивейшая натура - это все понятно, но это было и в других сериалах, это необходимые, но не достаточные условия. Главный секрет успеха - сюжет и сценарий. Попробую разобраться, почему.
1. Первое и самое главное - полнейшая непредсказуемость в сочетании с очень яркими персонажами. Только после «Игры Престолов» понимаешь, что мы, на самом деле, устали от героев, которые всегда остаются в живых и всегда побеждают. Это скучно и надоело. В GOT челюсть успевает отвалиться несколько раз за сезон, только успевай подбирать. Обычно авторы очень привязываются к своим главным героям, вкладывают в них всю свою душу и потому избавляться от них не хотят. В GOT нет главного героя. Точнее говоря, их там множество. И все они настолько же интересные и яркие, насколько в других историях бывает интересен только один главный герой. И даже еще интереснее :-) Поэтому, когда одного классного героя убивают, ты не с сожалением бросаешь сериал, а с удвоенным любопытством погружаешься в просмотр дальше - ну, кто же выживет, а кто нет?
2. Как следствие того, что все герои очень яркие, зритель не запутывается ни в них, ни в хитросплетениях сюжета. Первый сезон меня это поражало - столько разных сюжетных линий, и ни одна не забывается, ни разу не приходилось морщить лоб и вспоминать: а это еще кто и чего он хотел?
3. У всех героев четкие и понятные цели: борьба за власть, защита близких, месть, выживание. Все цели завязаны на основные инстинкты.
4. Каждый герой постоянно сталкивается с выбором, причем с мучительным выбором меньшего из двух зол. В писательских и сценарных учебниках это просто классика жанра, но с каким же мастерством это сделано в «Игре Престолов»! Каждый герой не просто идет на поводу у обстоятельств или плывет по течению - он делает свой выбор и совершает поступки, и тем интересен.
5. Ничего не происходит просто так. Все несчастья и беды - следствие либо ошибок самих героев, либо умелых действий врагов, либо и того, и другого. И то самое же с успехами -никаких «роялей в кустах».
6. Все герои совершают фатальные ошибки. Никто не идеален. Автор никого не щадит. Даже самые ловкие, хитрые и уверенные в себе рано или поздно получают свою долю неприятностей, причем по полной. Многие оказываются «сами себе злобные Буратино», как Серсея, например, когда дала власть его Воробейшеству. Причем несмотря на все ее злодейства, она почему-то вызывает сочувствие.
7. Есть общая угроза, перед которой меркнут все престольные игры и битвы. Это дает читателю/зрителю возможность однозначно выбрать, за кого «болеть». Если среди «кандидатов в короли» у каждого есть куча недостатков, то среди живых и мертвых ты всегда знаешь, на чьей ты стороне.
8. В истории мастерски используется набор классических архетипов и сюжетов. Это красавица и чудовище (и любимая фраза из всех женских романов «я не буду спать с тобой, пока ты сама этого не захочешь»), девочка-убийца, семья злодеев, в которой единственный нормальный человек - уродец, леди-воин, «франкенштейн», жестокий и капризный принц, маньяк-садист, мальчик-инвалид с паранормальными способностями и т.д. и т.п. В некоторых случаях автор, используя архетипы, ловко обманывает все ожидания. Например, Красная Жрица всю дорогу играет роль классической злой колдуньи, всевидящей и всезнающей, а потом жестко разочаровывается в себе.
9. Истории героев следуют классической схеме путешествия героя, описанной во многих сценарных учебниках. Причем у некоторых героев одно путешествие плавно перетекает в другое. Например, у Дайнерис брак с кхалом Дрого и то, как она стала матерью драконов, - это одно путешествие, а история завоевания залива работорговцев - уже другое.
10. В сериале много секса и «сказочного» насилия. Помню, что в первом прочитанном мной писательском учебнике Юрия Никитина было написано, что идею можно продвигать какую угодно, но, чтобы привлечь читателя, в обертке должны быть секс, алкоголь и драки. Под «сказочным» насилием я имею в виду то, что смотреть на него не страшно даже для моей чувствительной натуры, потому что нам это не близко. Страшно смотреть на маньяка из подворотни или террористическую атаку, потому что сразу же примеряешь это на себя, а на отрубание голов и ходячих мертвецов - совсем не страшно. В то же время все это кровопролитие заигрывает с неким скрытым, первобытным началом, которое так или иначе присутствует в нас.
11. Достоверность в деталях. Чего только стоит один валирийский язык! Звучит совсем, как настоящий. Говорят, что авторы фильма нанимали лингвистов, чтобы разработать словарь языка и настоящую грамматику. Один мой друг врач сказал, что с удовольствием читает роман в том числе и потому, что с медицинской точки зрения в нем очень достоверно описаны все эти отрубания голов и прочее.
12. Бесподобные парочки. Непохожие друга на друга герои часто оказываются в парах: Джейме и Бриенна, Пес и Арья, Дейенерис и кхал Дрого, Тирион и Бронн.
13. Четко отмеренная доля мистики. Ее не настолько много, чтобы все это казалось чрезмерным и непонятным, но достаточно, чтобы будить свойственное человеку любопытство к непознанному. В мистике тоже есть своя строгая логика.
Единственное, что меня несколько раздражало в сериале, так это длинные диалоги с упоминанием старых битв, почивших королей и разного рода намеками и интригами. В остальном давно уже я не смотрела ничего с таким удовольствием. Разве что первые несколько серий первого сезона «Чужестранки». А вообще это конечно грандиозное произведение, я даже представить себе не могу, какую колоссальную работу проделал автор. Очень вдохновляет придумать что-нибудь столь же грандиозное и увлекательное :-)
Ну и мой личный топ героев:
1. Конечно же, Бес - Тирион. Он самый живой и человечный из всех героев, временами в него просто влюбляешься и даже забываешь, что он карлик.
2. Дейенерис. Эта героиня вообще действует сразу на подсознание, вызывая из памяти детские сказочные мечты, как ты будешь принцессой, станешь повелевать драконами и армиями и с высоко поднятой головой выходить из любой самой сложной ситуации, а в тебя будут то и дело влюбляться прекрасные рыцари и мускулистые дикари.
3. Джейме Ланистер. Один из самых ярких и противоречивых характеров.
4. Джон Сноу. Просто красавчик.
5. Сэм Тарли. Тоже, между прочим, классический персонаж - неуклюжий толстячок и слабак, который по человеческим качествам оказывается выше многих других, более сильных и смелых.
6. Арья Старк. Ее образ реализует все те же детские мечты о приключениях.
7. Давос - Луковый Рыцарь. Просто хороший дядька.
А кто ваш любимый герой?