Читаю книгу Воглера "Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино".
Прочла раздел об архетипах и удивилась, насколько же они узнаваемы в нашей собственной, реальной жизни. Видимо, секрет успеха произведений, отвечающих классической структуре сказки, именно в этом - они отражают самую суть нашей жизнь.
Удивительно легко вписывается в классическую структуру мифа путь человека в йогу.
Сказка про йога
Жил-был обычный человек. Ходил на работу, варил пельмени, встречался с друзьями пива попить, смотрел телек, ездил на море отдыхать. Однако чего-то ему в душе для полного счастья не хватало. И не хватало так сильно, что к нему начали приходить вестники и звать его в новый, неизведанный мир - мир йоги. То вдохновляющий пост в сети попадется, то флаер на улице всучат, то друг зовет вместе с ним позаниматься. В моем случае вестником была мой турагент, которая предложила мне походить на занятия недалеко от дома.
Герой приходит на первое занятие и сразу начинает сомневаться: "какие-то здесь все странные", "говорят ерунду всякую", "а вдруг это секта". В литературной теории это называется "отвержение зова". Если герой упорствует в своем желании остаться в обыденном мире, зов вестников становится все настойчивее и настойчивее. К примеру, начинает болеть спина, и думаешь: "Надо бы все-таки заняться хоть чем-то для здоровья!"
Но вдохновить героя по-настоящему может только наставник. Психологическая функция наставника в сказке - отражать связь героя с высшими силами, его собственное высшее Я. И ту же роль играет в йоге Мастер или Гуру. Учитель йоги - это как оператор на телефонной станции. У него всегда есть прямая связь с Богом, тебе нужно только снять трубку, набрать номер и он соединит тебя. Когда ты приходишь на занятие к настоящему Учителю, ты сразу чувствуешь это сердцем, и у тебя не возникает вопросов, остаться тебе или нет.
Наставник вдохновляет героя на то, чтобы переступить порог и отправиться в странствие в неведомый мир. Как-то мой Учитель сказал мне, что если я буду продолжать заниматься, меня ждут кое-какие проблемы. Я спросила: "А оно того стоит?" И он ответил: "Это стоит того, чтобы сделать шаг, даже если стоишь на краю пропасти".
В сказках наставник обычно дарит герою волшебные предметы - ковер-самолет, шапку-невидимку или еще какой гаджет. Учитель йоги дает техники, которые позволяют справляться с определенными ситуациями и поддерживать в жизни равновесие.
В ходе странствий героя на пути к сокрытой пещере с сокровищами ему встречаются все архетипы, которые перечисляет Воглер в своей книге.
Первыми в дело вступают привратники - проверяют решимость героя и пытаются его отговорить. Это, конечно, родственники, коллеги и друзья, которые с подозрением ворчат: "ты стал какой-то не такой", "без мяса ты отупеешь, заболеешь и умрешь медленной мучительной смертью", "йога - это секта", "тебе там мозги промывают" и все такое прочее. Как и в сказке, привратника можно победить, можно обойти, а можно и переманить на свою сторону. Это первый порог испытаний, которые должен пройти герой.
Почти сразу же проявляет себя тень. В йоге, конечно, нет прямого антагониста, им, скорее, выступает собственное эго и ленивый ум, который так и подначивает героя полежать на диване, пропустить занятие, съесть булочку и забыть о медитации.
В каждой группе, несомненно, рано или поздно появляется плут - это клоун, который все обращает в шутку, задает дурацкие вопросы, возвращает всех с небес на землю, не дает высоко задрать нос и заставляет взглянуть на себя со стороны.
Конечно же, у героя появляются верные союзники, которые отправляются в путь вместе с ним и скоро становятся родными, как настоящая крепкая семья. Они-то и не дадут герою залежаться на диване, вытащат из уютной квартиры и придумают что-нибудь йогическое и увлекательное, от чего невозможно отказаться.
Будут встречаться и оборотни - сразу и не поймешь, что за роль играют эти люди в жизни героя и его развитии. Это те, кого поначалу терпеть не можешь, а потом вдруг начинаешь любить или хотя бы благодарить, а потом они снова проявляют себя не с лучшей стороны.
На очередном этапе пути героя ждет главное испытание. Он отправляется в сокрытую пещеру - в Индию или еще какое-нибудь священное место, на ретрит или многодневную практику, где ему предстоит сразиться со своими внутренними тенями - страхами и привязанностями, ложными убеждениями и застарелыми обидами. Может быть, ему придется часами сидеть в молчании, может быть, ходить по углям или купаться зимой в проруби, может быть, пережить душевную бурю, попав в поле энергии Мастера. Преодолев второй порог и одержав победу, наш герой-йог получит награду - внутренний огонь, который станет для него точкой опоры и источником силы. Его сердце откроется, и ему уже не нужен будет посредник, чтобы сделать звонок Богу.
Теперь герою нужно вернуться со своими дарами в обыденный мир. На обратном пути он должен преодолеть третий и последний порог - умереть, чтобы родиться заново. Внутренние изменения влекут за собой изменения внешние. У многих, кто вступает на путь йоги, меняется не только круг друзей - люди теряют работу, иногда семью, иногда всю свою жизнь. И надо найти в себе силы, чтобы выстроить ее заново.
Пройдя через последний круг испытаний, герой возвращается в обыденный мир. Он снова ходит на работу, встречается с друзьями и ездит отдыхать, но теперь у него есть бесценные сокровища: способность опираться на свое сердце, когда нужно сделать выбор, умение жить в настоящем и радоваться жизни и понимание того, что в мире нет ничего, кроме любви.
Вполне возможно, что потом герой начнет делиться полученными знаниями и опытом, и уже сам станет наставником.
Вот так выглядит путь йога по Воглеру :)