В голове каждого из нас роится целый сонм демонов и ангелов. Это подсознательные образы, которые оказывают хитрое тайное влияние на нашу жизнь.
К примеру, что у вас ассоциируется с фразой "написать роман"? Еще пару лет назад мне представлялся писарь с гусиным пером, годами гнущий спину возле масляной лампы. Тяжелый и упорный труд. А тут еще чужие примеры, когда люди отдельно сочиняют талмуды с биографиями героев, двадцать вариантов синопсисов разной длины, таблицы со всякими справками и т.д. и т.п. Горы бумаги в моем образе росли. Роман писался медленно.
С тех пор, как я увлеклась интеллектуальными картами, образ романа в моей голове кардинально поменялся. Теперь для меня это конструктор. Крайне увлекательная штука!
В детстве больше всего я любила играть с конструкторами, мне родители доставали где-то хорошие немецкие конструкторы. Кстати, я не очень люблю Лего. На мой взгляд, их наборы чересчур заточены под определенную тематику и несколько ограничивают фантазию.
Второй роман пишется на порядок быстрее, в голове у меня есть четкая картинка, а главное, есть вот это детское ощущение кайфа, нетерпения - побыстрее сесть за игру, дождаться завтрашнего дня, чтобы продолжить, погрузиться в вымышленный мир, подобрать новые детальки к нему. Я вижу результат где-то близко, он осязаем и легко достижим.
Чувствуете разницу? Был труд, а стала увлекательная игра!
vs
И меня сразу перестали терзать демоны сомнений и самокритики - ребенок же не критикует построенную им башню из кубиков. Самооценка мне понадобится позже, на этапе редактуры, а пока она только тормозит процесс.
Наконец, давеча мне пришла в голову мысль, что коль скоро я считаю, что в основе творчества - контакт с некими тонкими энергиями (хотите называйте "подсознанием", хотите "высшими силами", хотите "информационным пространством), то мне нужен вдохновительный образ моей музы.
Нет, это не фея с крылышками и арфой. И даже не любимый супруг (прости, муж). И не Джоан Роулинг. И не Сарасвати - покровительница искусств.
Моя муза, точнее, мой муз - это пионер!
Это шебутной мальчик с ежом в попе, которой каждый день найдет себе приключения.
Это Волька ибн Алеша из "Старика Хоттабыча", это тореадоры из Васюковки, это Мишка из рассказов Носова, который выращивал цыплят в инкубаторе, это Электроник и Сыроежкин. Наконец, это известный всем мужчина в самом расцвете сил, хотя он и не пионер вовсе. А еще Том Сойер и Гек Финн и Эмиль из Леннеберги.
Для меня это образ из детства, образ книги, в которую можно провалиться с головой, и в которой гарантированно нет ничего такого, отчего потом ночью будет страшно зайти в темную комнату, где ты живешь вместе с героем, и тебе с ним интересно.
Стоит мне только вспомнить дни, проведенные с этими книгами, как руки чешутся писать.
Смена подсознательного образа - это отличный способ настроиться на нужное состояние, в т.ч. на состояние вдохновения и потока.
Хорошие методы работы с образами есть в НЛП - рефрейминг и т.п. Другой вопрос, что на мой взгляд, НЛП все же работает с умом, а настройка на творчество - вещь более тонкая и лежащая глубже. Для меня лучший способ работы с образами - это медитация. Образы приходят сами. Но если кому-то помогают другие методы, тоже замечательно.