Ошо про творчество

May 06, 2009 14:58



Первая книга о творчестве, про которую я вам расскажу, будет очень неожиданной.

Ошо "Творчество. Высвобождение внутренних сил"

Можно по-разному относиться к Ошо - считать его гениальным жуликом, сумасшедшим, великим мастером или просветленным. Его книги одновременно увлекательны, парадоксальны, многослойны, но их совершенно точно нельзя назвать банальными.



В книге про творчество нет явных рецептов или конкретных упражнений. Но есть много здравых мыслей, из разряда тех, что так и вертятся на языке, но никак не выходит сформулировать.

Зачем тогда ее читать?

1. Чтобы взглянуть на мир свежим взглядом и как следует встряхнуться. По мнению Ошо то, что вы раньше считали творчеством - вовсе даже и не творчество, а обыкновенная компиляция или копирование.

"Творчество - величайший в существовании бунт. Если хочешь быть творческим, тебе придется избавиться от всей обусловленности; иначе твое творчество будет не более чем копированием, просто копией под копирку. Ты можешь быть творческим, только если ты - индивидуальность; ты не можешь творить, оставаясь частью психологии толпы."

Настоящему творчеству нельзя научиться на курсах или по литературе. Творчество - это то, что никто раньше до тебя не делал. Твоя собственная индивидуальность.

Подавляющее большинство современных писателей не занимается творчеством, они занимаются именно компиляцией. То же можно сказать и о куче других профессий.

Это очень грустно. Если творчеству нельзя научиться по книгам, что тогда делать?

2. Творческие способности заложены в каждом человеке. Во многих книгах говорится о том, что ключ к успешному творчеству - дать чему-то творить через тебя, минуя логику ума.

То, что делает ум, логика, левое полушарие - это всегда обобщение чужого опыта.
Процесс творчества, которым управляет правое полушарие, можно называть по-разному - интуитивный подход, озарение, работа подсознания, наконец, божественная сила, но общее тут одно - ум для этого требуется отключить.

Приведу ключевую легенду книги:

"Борец по имени О-Нами, «Великие Волны», был очень силен и искусен в искусстве борьбы. С глазу на глаз он победил даже своего учителя, но на людях его могли положить на лопатки даже его собственные ученики.

Со своей трудностью он пришел в дзэнскому мастеру, который остановился в близлежащем храме у берега моря, и попросил его совета.

- Великими Волнами тебя называют, - сказал мастер, - так останься сегодня на ночь в этом храме и послушай волны моря. Представь, что ты есть эти волны, забудь, что ты борец, и стань этими гигантскими волнами, сметающими все на своем пути.

О-Нами остался. Он попытался думать только об этих волнах, но стал думать о многих других вещах. Постепенно он стал думать только о волнах. Они накатывались все больше и больше, по мере того как истекала ночь. Они смели цветы в вазах у статуи Будды, они смели и сами вазы.

Даже бронзовый Будда был смыт волнами. К рассвету весь храм был только бурлящей водой, и 0-Нами сидел в нем с легкой улыбкой на лице.

В тот день он вышел на публичное состязание и победил во всех раундах, и с того дня никто в Японии не мог положить его на лопатки.

Эта история о самосознании, стеснительности, и о том, как ее лишиться, как ее отбросить, как от нее избавиться. Мы попытаемся войти в нее шаг за шагом."

3. ОК, но нельзя же стать композитором, не научившись играть на музыкальном инструменте? Тут никакое озарение не поможет.

Ошо предлагает такой путь: 12 лет учиться технике рисования или игре на фортепьяно. Потом на 12 лет забыть о технике, рубить дрова, например. И потом вернуться к рисованию, когда ум уже забудет всю технику, а будут помнить только руки.

Мы люди западные, у нас терпения на 12 лет не хватит. Однако по моему личному опыту этот подход железно работает, даже в таком нудном и малотворческом занятии, как программирование.

В любом мало-мальски творческом деле нужно сначала крепко освоить технику. Для этого мало читать теорию, нужно нудно и долго выполнять одну и ту же работу - писать статьи, или программы, рисовать натюрморты, играть гаммы. Набить руку, так сказать.

А потом забыть начисто всю теорию. Сделать перерыв хотя бы пару месяцев. Перестать задумываться: а как правильно? От-клю-чить-ся.

У меня в любом деле происходит именно так - сначала я долго и противно набираюсь опыта, перевариваю его, и вдруг в один прекрасный момент происходит перелом, и наступает озарение. И тогда, еще не успев подумать, уже точно знаешь, что и как нужно сделать. Некоторые мои опытные коллеги говорят так: "Жопой чувствую, что ошибка вот в этом месте". :)

Когда мне нужно автоматизировать бизнес-процесс, я делаю так: опрашиваю людей, наблюдаю за процессом, рисую схемы и цепочки, утверждаю и согласую. Потом... рву все это в мелкие кусочки и выкидываю из головы. Через пару дней мне в голову сваливается ответ, как должна выглядеть программа и как ее быстро реализовать. Мои коллеги-мужчины только крутят пальцем у виска.

4. Когда уже есть техника, как отключить ум? Ответ Ошо - динамическая медитация. На самом деле, способов есть миллион, и для каждого он свой. Для одного - это медитация при свечах, для второго - пробежать десять километров, для третьего - связать километровый шарф или вышить крестиком карту мира, для четвертого - нырнуть из бани в прорубь.

5. Наконец, Ошо излагает свои мысли очень и очень увлекательно. Это не заумная философия, и насиловать себя, чтобы одолеть книгу, точно не придется. Он убедителен и аргументирует свои мысли очень красиво.

Хотите узнать мнение Ошо о том, кто такие гении, можно ли и нужно становиться гением? Можно ли быть творческим и богатым? Как развить себе способности к восприятию окружающей действительности?

Что я вынесла лично для себя?

1. В моей жизни интуитивный подход всегда преобладал над логическим. Я никогда не была способна строить строго логические схемы и планы. Пусть так и будет - не хотелось бы, чтобы логическое начало заглушило творческое.

2. Мой подход - освой технику и забудь ее, собери информацию и забудь ее - работает не случайно. Значит, буду практиковать его сознательно.

3. Осознавание - очень важно для творчества. Очень много вещей мы не замечаем и не осознаем. Если стать внимательнее и восприимчивее, творческое начало расцветает, как одуванчики после майского дождя. Что я вижу, слышу, ощущаю в каждый момент времени? Какова фактура моих джинсов на ощупь, в какой узор складывается пыль на моем столе, почему меня так раздражает этот посетитель, и какого черта я опять грызу ноготь?

4. Можно и нужно быть чуточку ненормальным :)

"Не позволяй своей жизни быть просто мертвым ритуалом. Пусть будут мгновения необъяснимого. Пусть будут некоторые вещи, которые таинственны, для которых ты не можешь привести никаких причин. Пусть будут некоторые действия, из-за которых люди подумают, что ты немного с приветом. Человек, который на сто процентов нормален, мертв. Немного безумия рядом со здравомыслием - это всегда великая радость. Продолжай делать и безумные вещи тоже."

Скачать книгу можно тут.

Купить на ОЗОНе

Творческий подход, Творческий подход: книги

Previous post Next post
Up