"Переход памятников истории и архитектуры в частные руки должен способствовать сохранению исторического наследия и развитию туризма", - заявил Дмитрий Медведев. А после сказал еще много умных слов.
На самом деле тот факт, что президент заговорил об этом - это уже позитивный сдвиг. Действительно, подход, в целом, верный.
Click to view
На заседании по вопросу подготовки к празднованию 1150-летия зарождения российской государственности 22 июля 2011 года
Д. МЕДВЕДЕВ: Здесь коллеги говорили в отношении одной темы, достаточно болезненной для нашей страны, кстати, которая вполне очевидно существует и для Владимира, - это памятники истории и культуры. Конечно, я полностью разделяю мнение о том, что ставить эти памятники на учёт необходимо как можно быстрее. И я абсолютно не против того, чтобы создать некую межведомственную комиссию для того, чтобы этот процесс ускорить, потому что надо понимать, чем мы располагаем. Мы на эту тему рассуждаем уже последние лет 15, и всё равно у нас нет такого реестра, собственно говоря, такая же проблема существует и для музеев. Я когда-то этим ещё в Правительстве занимался. Это большая и очень сложная тема, мы сейчас продвинулись в этом направлении, но она всё равно не решена.
Но, на мой взгляд, ещё более важная тема после того, как мы этот учёт всё-таки сможем наладить, - какова цель этого учёта? Ведь просто так учитывать - это только просто знать. А мы должны понимать, что с этим всем хозяйством делать, какие памятники должны остаться в государственной собственности, должны реставрироваться прямо за счёт государства, будь то федеральный бюджет или региональный бюджет, а какие памятники нужно немедленно продать. Потому что наша беда зачастую проистекает или в основном даже проистекает от нашей нерасторопности.
Вы знаете, когда я гуляю по целому ряду наших городов, по Петербургу гуляю, по тому же Владимиру, я понимаю, что значительная часть памятников должна быть не только учтена, она должна быть немедленно передана в частные руки, иначе она погибнет, потому что с точки зрения высоких соображений государство никогда на них денег не найдёт, но инвестор, может быть, найдёт, если сделает там магазин, ещё что-то. Но мы должны сохранить фасад, мы должны сохранить, допустим, какие-то элементы внутреннего убранства. В любом случае это ещё важнее, чем наладить учёт.
Такого рода поручение, я думаю, надо будет подготовить, имея в виду совместить ускорение работы по учёту, с одной стороны, и принятие необходимых законов, которые позволяют эти памятники использовать, потому что я знаю, в этом смысле всё это наталкивается на колоссальное сопротивление.
На рабочей встрече с губернатором Владимирской области Николаем Виноградовым 22 июля 2011 года
Д.МЕДВЕДЕВ: Конечно, облик города, вообще облик нашей страны зависит не только от усилий государства, хотя у него много возможностей, но они не беспредельны. И уж точно не только от возможностей федерального центра. Очень многое могут сделать сами горожане, люди, которые любят и ценят свой город.
Мы с вами ехали по улице, я посмотрел: действительно, историческая часть Владимира очень симпатичная, в то же время есть здания в худшем состоянии и в лучшем состоянии. Очень важно, чтобы эти здания приобретали наконец своих хозяев. Но это, конечно, проблема не только вашей территории - это проблема ещё и федерального законодательства. Но, по большому счёту, все эти памятники, в которых нет музеев, в конечном счёте должны обрести своих хозяев, которые будут за ними рачительно следить: следить за фасадами, за внутренним убранством, сохранением архитектурного облика - так, как это делается, кстати, во всём мире.
Большинство таких объектов культурного наследия всё-таки во всех странах находится в частной собственности. И в этом смысле, я считаю, что и нам нужно двигаться по этому пути, чтобы каждый исторический дом, пусть даже не самый выдающийся, получал своего реального владельца, и это позволило бы сохранять его в более высокой степени внешней защищённости, помогая и городу, и области, и, наконец, просто самому государству.
Но это должна быть, может быть, какая-то городская программа, в то же время умноженная на изменения в федеральном законодательстве. Это мне кажется очень важным с точки зрения сохранения исторического наследия и развития туристического потенциала Владимира и других исторических мест нашей родины.
Внимание власти к проблеме сохранение историко-культурного наследия дорогого стоит. В системе ценностей многих, если не большинства, чиновников вообще нет места сохранению культуры.
Но для меня не ясными остались следующие вопросы:
Правовое зонирование, не позволяющее застраивать площадки, освободившиеся после "случайных" пожаров. Будет ли нормативная база на законодательном уровне?
Реальная ответственность за уничтожение объекта культурного наследия (сейчас можно отделаться штрафом в 200 000 рублей). Будет ли введена?
Схема возвращения объектов ИКН в госсобственность от неэффективных собственников. Какая и как будет реализовываться?