"Первым отличием украинского народа от российского стало то, что украинцы не позволили сделать из себя молчаливых идиотов, которые глотают всё, что несётся с экранов телевизоров", - рассуждает депутат заксобрания Санкт-Петербурга, профессор Александр Кобринский в своей авторской колонке на Засекин.Ру. И предупреждает: оставьте эйфорию и радостные надежды на прекрасное будущее в случае победы...
В общем, читайте и обсуждайте!
Единый враг Майдана
События, происходящие сейчас на Украине, неизбежно проецируются на российскую политическую действительность. И, прежде всего, на наши протесты в конце 2011-го - 2012 годах. Однако между российским и украинским протестами, как мне кажется, значительно больше различий, чем общего. Общим здесь является лишь выступление против властей, надоевших жителям Украины. И, как только появился яркий повод, это недовольство выплеснулось на улицу.
Дело ведь не только в том, что украинское правительство и президент в последний момент решили развернуть вектор развития страны в противоположную от Евросоюза сторону. В конце концов, аргументы экономического характера, говорящие против подписания договора Украины с ЕС, существуют и их, конечно, нужно учитывать. Проблема в том, что гражданам долгое время рассказывали, как им будет хорошо после заключения этого договора, как у них всё сразу наладится, как Украина станет полноправным членом европейского сообщества. И вдруг, в последний момент, оказывается, что всё не так. Что существует куча экономических и политических проблем, что в бюджете Украины возникает огромная дыра: нечем платить за газ, не будут собраны налоги и так далее. Это стало неожиданностью для населения, как и внезапный отказ от евроинтеграции.
Первым отличием украинского народа от российского стало то, что украинцы не позволили сделать из себя молчаливых идиотов, которые глотают всё, что несётся с экранов телевизоров. Ситуация показала, что уровень общественного неравнодушия украинцев значительно выше, чем граждан России, при том, что уровень разочарования в общественно-политических институтах на Украине на несколько порядков ниже.
Не столько в Евросоюз хотят украинцы, сколько боятся объединения с Россией. Это неудивительно: из-за политики, которую в последние полтора-два десятилетия проводит Россия, от нас бегут все, кто только могут. Мы испортили отношения практически со всеми странами СНГ, не говоря уже о странах дальнего зарубежья. Мысль об экономическом или политическом союзе с Россией всех приводит в дрожь. На это накладываются ещё и давние исторические обиды украинцев на бывшую империю (несмотря на то, что в стандартные отношения метрополии и колонии российско-украинские отношения никогда не укладывались).
Состояние оппозиции на Украине и в России принципиально различное. Во-первых, на Украине оппозиционные настроения подогреваются давним противостоянием запада и востока страны. Причём это противостояние носит явный национальный характер. Во-вторых, украинская оппозиция обладает существенным административным ресурсом в западных областях и в Киеве, который тоже тяготеет к западу. А поскольку у власти находится, условно говоря, восточная группировка, это делает положение оппозиции гораздо более устойчивым. Западные области Украины, где у власти находятся представители националистической оппозиции, могут помочь киевлянам и деньгами, и людьми, и автобусами, и чем угодно. В России такого нет - нигде наша оппозиция не имеет столь прочных позиций.
Происходящее сегодня на Украине показывает, что как могут разворачиваться события, когда протест направлен «против», а не «за». Это, я повторюсь, протест против России, против движения Украины в сторону России, объединивший людей совершенно противоположных идеологий. Так, вполне европейская партия «Удар» во главе с Виталием Кличко оказалась рядом с пещерными националистами из партии «Свобода» Олега Тягнибока, который неоднократно заявлял о борьбе против «московско-еврейской» мафии. Это не просто националисты, это черносотенцы и антисемиты.
Вопрос о том, кто окажется у власти в случае победы Майдана, остаётся открытым. И я уверен, что в этом случае мы увидим колоссальную драку между теми, кто сейчас бок о бок стоит на Майдане. Так всегда бывает, когда протестующих объединяет не общее видение будущего пути, а единый враг.
Поэтому я не уверен, что победа Майдана сделает украинцев счастливее. В экономическом плане точно не сделает, потому что любые политические пертурбации всегда ведут к снижению уровня экономики и повышению рисков инвестиций. Но не факт, что победа сделает их и политически счастливыми, потому что во время таких волнений честные, порядочные люди, каких, конечно, большинство среди граждан, выходящих на улицы с протестом, оказываются, в результате, обычно оттеснены от власти.
Подобное мы видели, когда в 2004 году народные массы заставили отменить фальшивые выборы и привели к власти Виктора Ющенко. Тогда вместо превращения Украины в свободную, европейскую страну, вместо повышения доверия населения к всенародно избранному президенту мы получили абсолютный раздрай, минимальный уровень доверия к президенту к концу его срока, проигрыш на следующих выборах, реваншистское изменение Конституции и серьёзный спад всех демократических институтов. Но сегодня шансы оппозиции на победу меньше, чем в 2004-м, потому что Янукович имеет гораздо более прочные позиции, особенно в восточных областях страны и даже не ставится под вопрос его легитимность как законно избранного президента.
Сегодня все демократически мыслящие граждане Российской Федерации, конечно же, всей душой поддерживают граждан Украины, вышедших на улицу. Но ни в коем случае эта поддержка не должна означать эйфории и радостных надежд на прекрасное будущее в случае победы.
Александр КОБРИНСКИЙ, доктор филологических наук, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, специально для ИА «Засекин»
Источник