Обзор прессы. Что-то типа вывода

Apr 02, 2022 20:15

Прежде чем перейти к "чему-то типа выводов", отмечу забавное - реакцию на последний абзац предыдущего поста этого мини-цикла. То, что это не слишком весёлая, но шутка, призванная пригасить пафос саморефлексии из абзаца предыдущего, большинством русской аудитории было понято вполне. Если и были комментаторы, обратившие внимание на этот мой пассаж, то это было либо развитие шутки ("вот подходящее местечко в Италии - рекомендую"), либо попытка подбодрить. Ах да, ещё объявился мой старый поклонник, который и в 2014-м строго спрашивал, отчего я не в донбасских окопах, и сегодня желал бы видеть меня там же. Остальные обсуждали собственно пост.

Не то украинская аудитория - их и было-то человек пять-шесть, но комментарии были как от одного - именно что вот этот самый последний шуточный абзац про "отправьте Лобова в Чехию" они и заметили, и прокомментировали, понятно в каком ключе. Ну и как тут не вспомнить ув. Богемика: " Если уж называть вещи своими именами, эмиграция - это и есть украинская национальная идея". И там, где у русского целый диапазон возможных мотивов и реакций, от "вынужденная необходимость" до "могу себе позволить", у украинцев мотив лишь один - хоть чучелком, и реакция тоже лишь одна - придыхание. Ибо затронуто родное и знакомое - священная личная евроинтеграция.

Собственно, вот это и есть русский реализм - когда русский автор, сам долго живущий в Чехии, в далёком 2014-м году походя описывает всю последующую украинскую историю: "Украинцы действительно уезжают, чтобы где-нибудь ассимилироваться. Раствориться в другой среде и забыть страну-нуар, как страшный сон". Чтобы через восемь лет украинцы пришли в гости к Лобову позлорадствовать, но при этом сами, совершенно рефлекторно, послужили бы иллюстрацией к старому посту Богемика.

Так вот, о реалистах и мечтателях в отношении к нынешней "невойне".

Мечтатели, в зависимости от выбранной стороны, в любом случае реагируют бурно. Макаренко, как и положено пропагандисту, заклинает реальность - и было всё хорошо, а будет и ещё лучше, не просто прорвёмся, а ещё и поднимемся. Астеррот, как и положено алармисту, расписывает очередной сценарий распада РФ. Пряников томно вздыхает про свою излюбленную "Поруху" и новые 90-е, с осторожным пессимистическим оптимизмом надеясь, что и это тоже переживём. Пономарёв смакует будущий крах России, не жалея красок, эпитетов и злорадства (он-то из Мордора и от орков сбежать успел!).

А что же реалисты? Волков с ехидной брезгливостью комментирует действия кремлёвских, ни на секунду не сомневаясь, что эти и тут обделаются, ибо чего от них ещё ждать, и - лишь академическая сухость слога как-то да смягчает это презрение. Богемик добродушно усмехается поверх очков, вспоминая какой-то старый фильм с Ланселотом, который делал всё не вовремя и даже тогда не доводил до конца; а заодно прочит Навальному может и не близкое, но в любом случае президентство - ибо кому-то же придётся "мирить" кремлёвских с их настоящими хозяевами, которые сейчас изволят гневаться, хотя и ежу понятно, что кремлёвские именно что распоряжения хозяев и исполняют. Галковский препарирует украинцев киевских и московских, каковые сейчас и сцепились, и входит в этой препарации в тонкости - антропология, знаете ли, вещь такая - затягивает. Крылов сказать уже не сможет ничего, но вполне достаточно и того, что было сказано в 2014-м - сегодня ему можно было бы просто обновить старые тезисы - собственно, он и уже за свою недолгую жизнь высказался вполне, чтобы его было можно просто перечитывать, какой бы повод для того ни был. (А ещё у Крылова можно читать "Буратину" - вот где и правда что диагнозы на десятилетия, если не столетия, вперёд.)

То есть реакцию реалистов можно описать одной фразой ув. palaman: русских на эту войну не позвали.

Кто же тогда воюет? Ответ тоже вполне понятен - советские с советскими. И в этом смысле война эта гражданская не только географически (воюют даже не близкородственные народы, а по сути один, искусственно разделённый на части), но и во временном континууме тоже. Советские 70-х (назовём их условно "интернационалисты") пытаются обуздать советских 20-х ("петлюровце-махновцев"). Результат немного предсказуем - будет плохо и тем и этим. Которые в результате своих барахтаний сольются таки в одно месиво, из чего на выходе будет в лучшем случае ещё один косплей, теперь уже 50-х ("холодная война"), с надеждой на Алексея Анатольевича, который (вернее которым) вытащат этот воз в "оттепель" 60-х. Но предварительно, естественно что, побарахтают героических колониальных дурачков в 30-х с 40-ми (сегодня, и не ясно сколько ещё). А сколько после этого придётся доживать до хотя 80-х, одному Буркхальтеру ведомо.

Моя русская часть вполне эту картину принимает, ибо непонятно, с чем здесь вообще можно спорить. Одно но - во мне есть и другая часть, дончанин. Которому, увы, не до благодушия русских, не позванных на войну. Для которого мариупольчане, харьковчане, киевляне и все прочие "-чане" - свои, а не какие-то там "распропагандированные укры". И который просыпается и засыпает в перманентном ужасе, потому что непонятно как в этом всём вообще можно жить и не сходить с ума - от стыда и отчаяния. Вывезти-то человека из Донецка можно, а вот вывести из него Донецк (особенно когда человек этому категорически противится) - отнюдь не тривиальная задача.

Есть, впрочем, и у дончанина Лобова небольшое утешение в этом всём. Война, даже если она и невойна, вещь всё же честная, и в этом есть свои преимущества - можно говорить совсем уже напрямую, не взирая ни на лица, ни на хари. И то, что даже в 2014-2021-х оставлял в себе, ибо была хоть какая-то надежда, что рассосётся и перемелется, сегодня излагать уже открытым текстом.

Как например то, что все прошедшие с 1991-го годы на Украине не строилось никакого национального государства, как отчего-то принято считать, а происходило ровно обратное - оккупация. Когда 14-процентники (пять миллионов западенцев относительно всего населения 35-миллионной страны) сначала тихой сапой, а потом (с 2004-го) уже и открыто переделывали украинских малороссов в своё подобие, задействуя для этого всю мощь государственной машины. И что с 2014-го эта оккупация, бывшая до того хотя бы мирной ("и так тоже жить можно"), начала сопровождаться и военными действиями тоже - с обстрелом мятежных городов, с бессудными убийствами несогласных, и с оправданием таковых на уже государственном, а не только идеологическом уровне.

И если ещё даже в 2014-м Лобов с неохотой соглашался, что источником украинской национальной идеи может быть лишь западная Украина, ибо малороссийская идентичность скомпрометирована и замусорена советским периодом, а поэтому явно недостаточна в качестве самоцельной и общей, но - мол должны ведь западноукраинцы и свою часть необходимого компромисса понимать и принимать... Сегодня это всё в топку.

Сегодня уже совершенно очевидно, что нет, что малороссы и западенцы это не просто не один народ, не только не одна культура, но и антропологически это разные миры. Ибо малороссы - одна из ветвей восточных славян, пусть и периферийная, но Европа. А западенцы это - Балканы. Или Кавказ. Албанцы. Чеченцы. Хорваты. Боснийцы. Кто угодно, хоть чёрт лысый, но ясно одно - ни даже малейшего шанса на компромисс с этим племенем не предвидится. И если не сделать "кэнсел" их чеченской оккупации остальной Украины, то эта чеченизация не остановится никогда и обязательно выльется наружу. А уж кто и когда этот процесс из местнического превратил в общенациональный, в силу своих сиюминутных выгод - "днепропетровские евреи", "киевские новиопы", "компрадорский олигархат" или всё тот же чёрт лысый - на сегодня уже без разницы.

А быть может и уже поздняк метаться, и последний шанс оставался в том самом 2014-м, когда кремлёвские совки показательно предали русских Украины, предпочтя оттянуть неминуемое ради "подготовки". Сколько тогда русских выписались в украинцы? Вряд ли это можно посчитать. Зато после очередного завтрашнего и ещё одного предательства (практически безвариантного) посчитать будет очень и очень легко - это будут ВСЕ, кто остался на "той стороне".

Понимают ли это русские реалисты, которых "на войну не позвали" и которые поэтому пребывают в благодушии? Да, несомненно. Откуда же тогда это самое благодушие?

Русская моя часть отвечает на этот вопрос очень просто - "в России надо жить долго", всё равно всё тем или иным способом образуется, сколько бы времени это не заняло. Да и режиму нынешнему пора бы уже того, как-нибудь подвинуться, сами они ведь не сподобятся - вот заодно и возможность для такового, по результатам. А то сколько можно этих вечных 70-х, неужели двадцати лет топтания вне истории не хватило? Придёт (приведут) манделистого Навального, тот конечно же наломает дров (без этого у советских никак), а там глядишь и Поклонская из вынужденной ссылки подтянется, когда придёт время по-настоящему кому-нибудь вышибать мозги, а не как сегодняшнее позорное убожество.

А сожалеть о потерях, физических или ментальных, ждущих нас на этом пути... Сожалеть несомненно можно. А вот плакаться - при нашем количестве попросту неприлично. Слишком мы для этого велики - самый большой белый народ в мире, Москва слезам не верит, вот это всё. Возвращаясь к началу поста - у русских даже массовая эмиграция воспринимается с благодушием - гляди-ка, наших вон и в Парагвае тоже прибыло. И от уехавших никто не ждёт ни диаспор, ни верности - нормалёк, так потихоньку мир и захватим, всё по плану, брат.

А вот что мог бы ответить на всё это Лобов-дончанин? Вряд ли у меня получится изложить, уж извините - очень уж строги в этом журнале правила относительно нецензурной ругани.
Previous post Next post
Up