Имеется в виду та давешняя запись из черновиков, которую я сам определил как чрезвычайно сырой набросок, с разве что обозначением вопроса генезиса русской культуры: "
Бесполезное сокровище".
То, что ниже, это чисто в копилку, плюс может быть кому-то ещё будет интересно: текст из "Телеграма" Константина Крылова - ссылки непонятно как оттуда делать, поэтому пусть просто будет как есть, в текстовом виде, и с минимальными сокращениями:
Оказывается, довольно много людей, рассуждающих об истории, не знают, что "царская Россия" признавала ВКЛ одним из государств, которому Россия символически наследует. И что Гедимин, Ольдерд и Витовт имеются в монументе Тысячелетия России (а это компендиум "официальной точки зрения"). При этом Ивана Грозного там не стояло.
Егор Холмогоров <...> стал объяснять, что это, дескать, была точка зрения на 1861-1862, а дальше было очередное польское восстание, и «больше о ВКЛ не заикались».
Забавно здесь то, что Егор прав, но с некоторыми уточнениями <...> Историю ВКЛ не исключили из русской истории из-за польского восстания, а включили из-за польского восстания. И не январского, а 1830.
Поскольку сюжет любопытный, расскажу.
Грубо говоря, исходной является «карамзинская» точка зрения, согласно которой ВКЛ - это, в общем, «польша», и ничего русского там не было. Это было нужно, чтобы утвердить концепт «Московской Руси» (преемницей которой стала петербургская) как единственного центра сборки. Правда, по такому счёту выходило, что в течении очень долгого времени эти земли не являлись русскими. Но тогда это было не столь важно.
Ситуация изменилась после польского восстания. Поляки применили против русских гуманитарные технологии (которыми русские, разумеется, не владели) - стали вести «политику исторической памяти». То есть радостно записали ВКЛ себе в актив и стали требовать исторической справедливости - восстановления Польши в границах 1772 года. Более того, отлили из этого лозунг, который знал наизусть каждый поляк (см. известную сцену у Достоевского).
Русские, спохватившись, создали концепт «земель, возвращённых из-под Польши». Что было обосновано для древнерусского периода - тогда земли были и вправду русскими - но «польская ВКЛ» застила свет. С этим надо было что-то делать.
Задачу взял на себя Николай Герасимович Уваров (тот самый, «православие - самодержавие - народность»). Его ведомство объявило конкурс на новый учебник истории, в котором, среди всего прочего, освещалась бы и история Литвы. Понятно, что это был заказ сверху.
Учебник в итоге написал Устрялов (на этот раз не «тот самый», не сменовеховец-большевизан). Который стал доказывать, что ВКЛ был ещё одним русским княжеством, типа того же Московского.
Устряловская концепция была антипольской и прорусской. Литовцев он считал дикарями, вовремя перенявшими русские и польские достижения. Поляков - хитрыми бестиями, за спиной которых стояла Католическая Церковь. Присоединение русских земель он объяснял желанием русских князей спастись от Орды и считал, в общем, относительно мирным объединением под властью Гедиминовичей.
Альтернативным был взгляд Погодина, который в этом (как и в некоторых других) вопросах оставался карамзинистом. При этом он был вполне себе приближённым к верхам, верным уваровцем и вообще человеком крайне высокого полёта (его слушал даже Николай I).
Тем не менее, в вопросе ВКЛ государство высказалось ясно и чётко, В БРОНЗЕ. И пересматривать эту позицию РАДИ ПОЛЯКОВ не было никаких оснований.
***
Плюс упоминаемый Крыловым же текст по теме:
http://foma.ru/pamyatnik-tyisyacheletie-rossii.html