О работе. Широкую картину обрисовать не смогу, а поэтому опять же на конкретных примерах.
Приятель, многие годы был на вольных хлебах, и от работы на дядю порядком отвык. В самое тяжёлое время перебивался чем Бог пошлёт, жили с семьёй так и вовсе в основном на ахметовской гуманитарке, да на том, что привозили из деревни от родителей (а у него, на минуточку, трое детей). Уехать в полном составе не было возможности, уехать сам на заработки не решился - боялся оставить семью. Вот так и жили: когда-никогда перепадёт халтура, разгрузить там что-нибудь, или подремонтировать, или очередные уезжающие попросят присмотреть за гаражом или квартирой за мелкую мзду - тогда праздник, тогда можно позволить себе бутылку пива (пиво в гуманитарную помощь отчего-то не вкладывают, что несомненно достойно всяческого осуждения и порицания).
С наступлением "покращення" решил всё же подёргаться насчёт работы.
Сходил на биржу труда ДНР, это то ли три, то ли четыре месяца назад, точно не вспомню, когда она там открылась. Предложили пойти в помощь ополчению - моторист, ещё там что-то такое же, мол, это не воевать, это с железками, да и деньги вполне приличные (если я ничего не путаю, от 15 до 20 тысяч, по местным масштабам очень даже неплохо). Немного подумав, приятель всё же отказался - вся родня на территории под украинским контролем, а пойти в ополчение это ведь "замараться". Хотя понятно, что и реальные ополченцы, из воюющих, и те на Украину мотаются - если уж они контрабанду на договорняке с ВСУ-шниками крышуют, то тут тем более договориться не проблема. И всё же - решил не рисковать. Хотя бы из того, что где гарантия, что нынешняя власть продержится и дальше, а не будет обменяна Кремлём на что-нибудь вкусненькое.
Потом ещё попытался устроиться по специальности, предсказуемо в работодателях обнаружились знакомые (мебельный Донецк город маленький), и хоть с работой и не сложилось, но хоть поболтали, чаи погоняли. Максимум что могли предложить - шесть тысяч при полной занятости. То есть, как определил сам приятель, "дома сидеть дешевле выйдет". Тем более что к этому времени пошла какая-никакая, а движуха, начались звонки от старых клиентов, пусть небольшие и изредка, но заказы. А пара заказов в месяц это и есть те самые шесть тысяч. На фоне чего работа за копейки это фи. "Неинтересно". А ведь в том же Крыму люди порой и за такие деньги работают. Всё же можно вогнать людей в нищету, но убедить их, что они так отныне и останутся нищими - это уже несколько сложнее. По-крайней мере у нас, на Донбассе. Всё равно ведь будут хитрожопить, трепыхаться, искать возможности - это слобода, это характер, он за два года не изживается.
Вспомнился в связи с этим давний разговор с
pan_baklazhan, ещё из тех времён, когда мы были одной страной, а Олег был одним из самых старых читателей журнала и одним из самых интересных собеседников. Характерное для украинствующих пренебрежение к "донбасскому быдлу", смешанное при этом с крестьянской завистью к городским, у него и тогда постоянно проскакивало. И вот как-то раз он был особенно откровенен, вспомнил двоюродного брата наркомана, вообще своих донбасских родственников, таких неприятных и не-европейских, при этом конечно же имея в виду себя как полную противоположность: интеллектуал, журналист, не то что всякие там. А кроме всего прочего у него промелькнул и пассаж относительно наших непомерных заработков: мол, жируют эти донецкие, пока вся остальная страна за полторы тысячи гривень горбатится, мы тут по четыре-пять тысяч получаем, практически лопатой деньжищи гребём. А дальше последовала совершенно фантастическая фраза, жаль, не смогу процитировать дословно, поиск по блогам с недавних времён стал не торт.
Суть высказывания: у нас тоже конечно в Мукачево завод открыли, и зарплаты там неплохие, по четыре тысячи гривень платят, и людей набирают постоянно, но туда ведь сорок минут на автобусе добираться! После чего у меня случилась форменная истерика: сорок минут это конечно немыслимый кошмар, ага - у нас люди из Тореза-Снежного по два с половиной-три часа в Донецк на работу едут, и ничего, живы как-то. "Балованные вы там, однако!" - только и смог я выдавить из себя.
Кстати, это хорошая иллюстрация вот этого "хочу-кружевные-трусики" мышления. И того, почему рабочий и работящий Донбасс проникнуться "европейскостью" подобного рода так и не сумел. Нам, шахтёрскому быдлу, и правда не понять желание получать нормальные деньги, но при этом лениться потратить на дорогу сорок минут - вата, она и есть вата.
Да, и ещё о мебельной деревне. Наш старейший сборщик, спец каких поискать, уехал в Россию, к родственникам, город не помню, но не центра́, провинция. Зовут его... пусть тоже Саня, зачем руку сбивать. Так вот. Обустроились, Саня пошёл устраиваться на работу, в первую попавшуюся мебельную фирму. С ним поговорили, посмотрели резюме, мол, ну вроде как всё более чем хорошо, но на всякий случай сходите поговорите с начальником цеха, пусть он одобрит или наоборот. Сразу при входе в цех Саня сталкивается со старым донецким знакомым, из дружественной фирмы. Восклицания, приветствия, какими судьбами, надо же где встретились, давай рассказывай как сам, вот это всё. "Да вот, на работу устраиваюсь, сказали начцеха найти, чтобы принял", - говорит Саня. "Ты принят!" - отвечает ему знакомый, который и есть начцеха. Вот так вот - блат и кумовство, донецкие захватывают Россию, галактика-опасносте, смайл.
Хотел ещё о вернувшихся из Крыма написать. Но что-то и так много букв, если не поленюсь и семья не затюкает, завтра продолжу.