Садовая живопись

Dec 22, 2011 09:32







Садовая живопись.

В настоящее время общепринято, что зеленые насаждения представляют собою необходимую принадлежность современного города: - поглощая углекислоту и выделяя кислород, они оздоровляют окружающую атмосферу, играют в организме города ту же роль, какую в человеческом организме играют легкие. Но этим значение их не исчерпывается: сад нашего времени должен быть не только санитаром, но и служить украшению города. Поэтому сад должен представлять собою не только обилие зелени, но и воплощать в себе красоту; он должен удовлетворять эстетическое чувство человека.
        К этой цели и стремятся художники, создающие садики и скверы, расположенные среди каменных громад современного города. Благодаря им, во многих столичных центрах Европы мы в настоящее время можем видеть веселящие взор сады, бульвары и скверы на тех местах, где еще несколько десятилетий назад теснились мрачные небоскребы.
        При разбивке сада художники преследуют одну главную цель: создать прекрасную картину, на которой с наслаждением мог бы остановиться взгляд человека. Этой цели служат причудливые, но как бы естественные сочетания зелени деревьев, кустарников, газона, групп цветов разных оттенков, орнаментов и узоров, цветочных ковров.
        Для достижения же указанной цели городские сады и скверы обсаживаются цветущими растениями, обладающими большим разнообразием форм и интенсивностью окраски цветов, а, кроме того, ежегодно убираются так называемыми «летниками», т. е. одногодичными коврово-декоративными растениями, сажаемыми, в клумбах, рабатках и других садовых украшениях с расчетом контрастового сочетания тонов окраски растений; при чем основным мотивом являются геометрически вычерченные и сплетенные фигуры, в которых, в силу необходимости, царит в некотором роде шаблон. Шаблонность садово-ковровых украшений неизбежна в силу того, что техника выполнения садового орнамента на плоскости земли и трудность заставить растения расти в определенных границах, вынуждают придерживаться пределов циркуля и контрастового расположения тонов растений.
        В борьбе с шаблоном художники-садоводы стали выдумывать так называемые «садовые трюки» в роде всевозможных гербов, поездов, кораблей, часов, фигур животных и человека, сделанных рельефно и обсаженных по рисунку растениями с контрастовым подбором их тонов. Однако, с течением времени и эти трюки потеряли прелесть новизны; человеческий взгляд к ним привык в такой степени, что и от них стало отдавать шаблонностью. Тогда художники стали искать новых способов воспроизведения садовых украшений.
        Один из них, тов. Васо Бежани начал добиваться усовершенствования техники воспроизведения садово-декоративных украшений. Он стал добиваться возможности заставить растения расти в требуемых границах, устранив постепенное расползание их и слияние растений различной окраски. После долгих поисков путей к достижению своей цели он изобрел в 1908 году металлические пластинки, которые дали возможность сохранения точного контура рисунка и упрощения ухода за движением растений не только в обыкновенных садовых орнаментах, основанных на фигурах, вычерченных циркулем, но и в более сложных и вычурных рисунках.
        Добившись этого, т. Бежани отрешился от старых теорий и способов убранства садов при помощи готовых рецептов засадки растений и начал заниматься свободным подбором посадочного материала. Сделав же его, он задумал плоскость земли превратить в полотно, а растения - в палитру художника.




Первую попытку осуществить свою идею тов. Бежани сделал в Тифлисе в 1911 году. В память первой годовщины смерти Л.Н.Толстого он сделал портрет его из живых декоративных растений двух видов со светлой и темной окраской. Пластинки, им изобретенные, дали ему возможность строго и точно разграничить линии между растениями разной окраски. Портрет Толстого представлял собою голову, расположенную на плоскости земли площадью в 12 кв.арш. с уклоном к горизонту в 25 градусов. Вследствие такого положения портрета зритель мог видеть его детали только с возвышения и с некоторого расстояния.
        Проделав еще ряд опытов в Москве, он пришел к определенным выводам, учтенным им при позднейших работах, а именно: 1) для упрощения приемов исполнения изображений из растений требуются некоторые технические приспособления; 2) изображения должны располагаться или на естественном возвышении в саду или на искусственной насыпи, возводимой специально для этой цели; 3) возможный доступ для обозрения изображений должен быть расположен от него не ближе 10-15 саженей при условии расположения изображения не менее 45 градусов по горизонту; 4) самым благоприятным пунктом для обозрения является место, откуда отдельные однотонные растения кажутся слитыми в общее целое; 5) чем крупнее изображение, тем больше возможностей для тонкого исполнения рисунка; б) изображения из растений должны заключаться в соответствующие рамы, связывающие их с окружающей обстановкой; 7) дневное освещение и отношение света к изображениям из растений важно не только в смысле создания благоприятных условий для произрастания растений, но и в смысле выгодности или невыгодности данного освещения для обозреваемого изображения.










Успех работ, выполненных тов. Бежани в Москве, привел его к убеждению, что декоративные украшения должны занять в общественных садах видное место и играть важную роль в деле демократизации искусства и воспитания масс. Начавшаяся империалистическая война и последовавшая за ней экономическая разруха не дали т. Бежани провести свои идеи в жизнь. Дело затормозилось до прошлого года. На всесоюзной сельскохозяйственной выставке тов. Бежани исполнен был, по поручению Московского Коммунального Хозяйства, портрет В.И.Ленина. Несмотря на то, что в силу сложившихся обстоятельств портрет пришлось выполнить в недельный срок, несмотря на то, что был очень ограничен выбор растений для портрета, он оказался в высшей степени удачным. В специальной статье, ему посвященной, «Правда» дала о нем следующий отзыв:
        «На главном портрете выставки над красиво-расположенными стройными пальмами и морем гармонично разбросанных цветов возвышается сотканный из тысяч живых растений портрет богатыря. Это - товарищ Ленин.
        Да, это он - Ильич, с его проницательным, спокойным взором и
чуть играющей на губах иронической улыбкой. Это он, - говорят рабочие и крестьяне, знающие его в лицо.
        - Ленин, - с восторгом восклицает туркестанец, стоящий в своем живописном одеянии в группе наблюдающих.
        - Он и есть, - подтверждают другие.
        И так с утра и до глубокой ночи масса самой разношерстной публики толпится у портрета; подолгу любуются им; уходя, оборачиваются в пути и с восхищением все, как один, повторяют: «Вот это чудо. Вблизи прекрасен, а, издали - еще лучше».










Портрет действительно достоен восхищения. На вас глядит полное жизни лицо тов. Ленина. Этой работой автор дает не только изображение черт лица Ильича, но и рельефность их, глубину тонов. Растения, из которых создан портрет, живут, растут и меняют окраску; при ветре они шевелят листочками и меняют отблески. Кроме этого, свои листья они направляют по движению солнца и, несмотря на все это, нисколько не нарушается поразительное сходство с живым лицом тов. Ленина. Портрет необходимо видеть не только днем, когда ваш глаз приятно ласкает гармония красок, но и ночью, когда он - прекрасная гравюра».
        В прошлом году под руководством тов. Бежани была выполнена декоративная клумба, представившая собою живое доказательство того, что шаблон в разбивке цветочных ковров может безнаказанно нарушаться и при разбивке клумб можно орудовать не по установившейся традиции, а по личному усмотрению художника.
        Трудящееся население Москвы по достоинству оценило работы тов. Бежани.
        Это обстоятельство привело тов. Бежани к мысли о том, что портрет из живых растений может быть таким же памятником об ушедших из жизни людях и совершившихся событиях, каковыми являются и выливаемые из бронзы или выделываемые из мрамора статуи. В своем дерзании он пошел даже дальше: не без основания он утверждает, что вечного в монументальном искусстве нет; поэтому бронзовый или мраморный памятник, долженствующий увековечить какое-либо лицо или определенное событие, увековечивает, в сущности говоря, только имя того человека, который этот памятник создал; представления же о лице или событии он увековечить не может, потому что представления меняются из поколения в поколение.
        С этой точки зрения стремление скульпторов и живописцев создавать «вечное» заранее обречено на неудачу, потому что вечных ценностей в произведениях монументального искусства не было, но и не будет. Бывают только ценности долго живущие, долгосрочные. Однако, не в долгосрочности произведения искусства заключается его главная ценность. Доказательством тому служат искусства оратора, певца, драматического артиста, музыканта. Искусство каждого из них проявляется только моментами. Использование этих моментов и составляет задачу художника.




На Свердловской площади в нынешнем году МКХ сооружена цветочная клумба-пирамида, носящая, так оказать, юбилейный характер: на ней изображены Я.М.Свердлов, со дня смерти которого исполнилось в нынешнем году пять лет, В.В.Воровский, погибший от руки убийцы год назад, Жан Жорес, умерший десять лет назад и Фердинанд Лассаль, ушедший из жизни назад тому шестьдесят лет.
        У посетителя Свердловской площади при виде изображенных на ней портретов погибших борцов социальной революции невольно встают в памяти главные эпизоды их жизни, отданной на служение интересам пролетариата.
...
        Итак, клумба-пирамида на Свердловском сквере рисует нам целую эпоху из истории международного рабочего движения. По ней, как по книге, мы читаем ее эпизоды, начиная с зарождения движения и оканчивая последними днями победного шествия российского пролетариата по пути к осуществлению идеалов коммунизма.













Мы видим таким образом, что благодаря достижениям художника-садовода Васо Бежани садовая живопись вышла уже из рамок служения чистой эстетики и стала играть политически-воспитательную роль.

И.ЦИВЦИВАДЗЕ.

Текст (с сокращениями): журнал "Коммунальное хозяйство" за 1924 год.
Картинки: книга "Агитационно-массовое искусство. Оформление празднеств" под редакцией В.П.Толстого (1984 год), журналы "Огонек" (1924 год), "Красная нива" (1923 год), "Коммунальное хозяйство" (1924 год), а также с сайтов oldmos.ru, odin-fakt.ru, dedushkin1.livejournal.com и grigorius.narod.ru

1924 год, 1913 год, 1911 год, 1923 год, москва

Previous post Next post
Up