эксперименты

Aug 20, 2012 11:52

Эксперименты бывают разные. Психологи бывают разные. Я отношусь к социально-когнитивным психологам. Меня интересует принятие решений, ошибки памяти, ревность, альтруизм, нормы поведения и т.п.. В этот раз мы хотели узнать как влияют обещания и извинения на поведение человека. Мы взяли за основу теорию игр.
Студенты получили возможность играть на деньги. Если участники эксперимента ведут себя честно (кооперируют) - все они выигрывают небольшую сумму. Если же кто-то ведет себя не честно (не кооперируют) - то он один получает бОльшую сумму, а другие не получают ничего. Если же все ведут себя не честно то все они не получают ничего. Как говорится, "худой мир лучше доброй войны".

К обычной игре, мы добавили возможность пообещать вести себя честно, возможность извиниться, и потом возможность отомстить за нечестную игру. Месть измерялась в деньгах. Если участнику Б' не нравилась игра участника А', то в конце эксперимента, участник Б' мог выложить любую сумму из выигранных им денег и участник А' терял в двое большую сумму. Месть не выгодна участнику Б' - но в двое больше она не выгодна участнику А'.

Эксперименты подобного типа очень веселы. Хотя, участникам запрещено разговаривать, каждый раз когда кто-то обманывает, те кто теряют деньги вскрикивают, матерятся, ругают его последними словами. Экспериментатор говорит, "Тихо, тихо, все в порядке. Продолжайте, пожалуйста. " Игра анонимная - так что кто именно сыграл нечестно - неизвестно.

Под катом фотографии.


Студенты приходят к лабораториям, записываться на эксперимент. За участие им сразу же дают 10 шекелей. Сверх этих 10 шекелей можно выиграть или проиграть сколько угодно денег - зависит от того как будешь себя вести на игре... (на самом деле в среднем выигрывают шекелей 30, максимальный выигрыш был около 100 шекелей.
Проиграть очень сложно. Для этого надо во первых ничего не выиграть, а во вторых чтобы выигрывавший тебе отомстил. Зачем выигрывавшему мстить - не понятно. Двойное невезение :-)).


Студенты рассаживаются в лаборатории. При записи, каждый получает номерок с номером компьютера... По этому номерку, в конце эксперимента они получат свой выигрыш. Огромный номер на картоне это номер компьютера - чтобы ни кто не перепутал :-) Участники слушают объяснения как играть и на какие кнопки нажимать.


Моя студенкта проходит по рядам проверяет, что все в порядке. Ей же будут задавать вопросы.


Уже второй день пытаюсь переварить результаты.
Получилось - цинично, потому и не могу переварить :-)

а) Лучше ничего не обещать. Обещание помогают (in the short run), но в конечном итоге если человек что-то сделал не обещая, это ценят больше чем если он просто выполнил свое обещание.

б) Если ситуация неопределенная, то лучше не извиняться. Когда человек (участник эксперимента) извинялся, ему мстили больше чем если он не извинялся за тот же самый поступок.

статистика, студенты

Previous post Next post
Up