Незадолго до я услышала короткий рассказ о хорошем отце, настоящем мужчине, бывшим военном из Афганистана, который вышел в окно. Эта история, вскользь упомянутая, зацепилась в моей голове, и я невольно представляла этого мужчину, белый подоконник со вздувшейся краской и деревянную белую раму.
Много раз до я слышала обрывки историй от разных людей о «бывших афганцах». О них говорили то ли с опаской, как об ожесточенных войной людях, то ли с презрением, как о съехавших с катушек.
В Перми я увидела обложку книги Кевина Стайса «Синдром войны, о чем не говорят солдаты», и прочитала ее за два с половиной часа, пока добиралась в Казань. Изображение на обложке мне напомнило фотографию, на которой изображен солдат первой мировой, пострадавший от боевой психической травмы.
Кевин Стайс - журналист, обозревавший участие американцев во многих военных компаниях. Побывав более чем в 20 горячих точках, он на себе ощутил силу наркотика войны. Чтобы справиться с посттравматическим синдром, он пишет книгу о том, что видел, включает не только свою историю войны и мира, но и 10 историй американских солдат, побывавших во Вьетнаме, Афганистане, Ираке, Палестине и Бог весть, где еще. «В тот момент мне показалось, что я вышел за пределы той реальности, в которой все еще жил с самого детства в провинциальном городке штата Огайо. Я почувствовал себя частью другого пространства - здесь царили возбуждение и опасность, и все зависело от мужчин с автоматами в руках. В этот раз мне не удалось стать свидетелем боевых действий, очевидны были только их последствия….Но именно тогда я впервые испытал чувство, которое позже превратит для меня войну в своего рода героин. Я почувствовал себя навсегда свободным от банальностей нормальной жизни.»
После прочтения остается вязкое ощущение, о котором очень хочется рассказать. Я часто открываю блог, начинаю какую-то заметку, но на полпути бросаю, понимая, что это не стоит того, чтобы писать. Это не тот случай. От этих историй, героев книги, невольно хочется отшатнуться. Ощущение где-то близкое к героям рассказов о тяжелых наркоманах. Их перестаёшь считать полноценными людьми, скорее относишь к полубольными, полусумасшедшим, находящими за гранью добра зла.
Здесь возникает похожее чувство. В каждом из нас есть темное я, способное на все: убивать, предавать, красть, все, что записывают в семь смертных грехов. Ящик Пандоры, который находится за семью печатями социальных табу, правил, норм и ценностей. Этим людям пришлось лицом к лицу столкнуться со своим «значимым другим». Им пришлось найти объяснения ради чего, они убивали, не давать себя ответа, на чей стороне добра или зла теперь они, и как жить, зная о себе гораздо больше чем все остальные. Эту книгу тяжело читать, и невозможно оторваться в жадной эйфории от встречи с правдой.
Несмотря на то, что в книге истории о смерти, адской боли, ненависти, психических расстройствах, всех возможных зависимостях, потери близких, разводах, невозможности найти себя в мирной жизни. В этой книге много надежды. Надежды что, сильнее темной стороны нашего я только настоящая любовь, которая сильнее смерти.