Центр МЦД. Калитники, Нижегородская, Серп и Молот, Курская, Каланчёвская

Jun 19, 2020 10:20


В этой серии постов мы рассмотрим планируемые изменения на радиальных направлениях московской железной дороги, связанные с прокладкой через центр города трасс Московских Центральных Диаметров (далее - МЦД). В этой части мы посмотрим на участок от тех платформ на МЦД-2 и МЦД-4, которые находятся не на общей центральной части до Каланчёвской. Этот участок местами активно строится, местами будет скоро сооружаться.





01. Фрагмент схемы переустройства путей в рамках проектов МЦД-2 и МЦД-4. 2019 год

Будем двигаться справа налево (с востока на запад). Начнём с платформы Калитники на Курском направлении и МЦД-2. Здесь планируется удлинить тоннель подземного перехода, встроить в него подземный вестибюль, а сходы на платформы оснастить эскалаторами по 2 штуки на каждую. Также на двух платформах и двух выходах появится по одному лифту.



02. Проект реконструкции платформы Калитники. План размещения. АО «Мосгипротранс». 2018 год



03. Проект реконструкции платформы Калитники. Фотомонтаж. АО «Мосгипротранс». 2018 год

На плане мы видим путепровод съезда на Третье Транспортное Кольцо (далее - ТТК). Схема реконструкции путей МЦД-2 рисует его красным цветом. Это означает возможное переустройство, хотя по фото там проходят по габариту планируемые 3 и 4 пути Курского направления. В любом случае, как гласит официальный документ (реконструкция Курская - Нижегородская, 4 этап):

«В районе ТТК производится переключение 4-х главных путей Курского направления с примыканием к путевому развитию, разработанному по титулу: «III и IV главные пути Москва-Пассажирская-Курская - Люблино»

Данного проекта (3 и 4 путь до Люблино) у меня нет, так что пока вопрос... А следующий за ним в сторону центра путепровод Нижегородской улицы уже построен с учётом перспективного прохождения путей. Как и идущий за ним путепровод Горьковского направления, который будет дополнен пролётами уже для своих 3 и 4 пути (2 и 4 по нумерации), но об этом дальше.



04. Путепровод съезда ТТК над платформой Калитники. Вид на север. Фото - Станислав Константинов. 2019 год



05. Путепровод Горьковского направления через главные пути Курского. Фото - rajon_pride (semkin1). 2020 год

На третьем этапе реконструкции платформа Москва-Товарная (МЦД-2) будет закрыта, так что до путепровода через шоссе Энтузиастов всё будет полностью перестроено. Из интересного здесь только строительство двух подпорных стен в районе пересечения Горьковского и Курского направлений на первом этапе. Они будет обрамлять выемку для четырёх путей Курского направления, выше на фото одна будет на месте белого забора в правой части кадра, а вторая по центру (чуть правее места, где стоит фотограф). Слева пройдут пути поездов дальнего следования (приходящие на новые 11 и 12 платформы Курского вокзала), соединившись с 1 и 3 путями Горьковского направления.



06. Проект расширения платформы Нижегородская (Карачарово). Вид с севера на юг. 2018 год



07. Проект расширения платформы Нижегородская (Карачарово). План размещения. 2018 год

Станция Нижегородская (Карачарово) МЦД-4 в перспективе получит ещё две платформы, их построят к северу от существующих рядом с РТС «Фрезер» на месте части существующих зданий. Полагаю, что нынешний северный выход является заделом под лестничный сход на одну из планирующихся платформ. Вторым этапом предусматривается реконструкция восточной горловины на Нижегородской, третьим - западной. Станция станет конечной для большей части пригородных электричек и части поездов дальнего следования.



08. Строительство перехода Смирновская улица - Четырёхдомный переулок. Фото - Проект «РМТМ». 2020 год

Движемся в сторону центра от Нижегородской по Горьковскому направлению (МЦД-4) и здесь нас встречает строящийся надземный пешеходный переход на ПК44+98 между Смирновской улицей и Четырёхдомным переулком. Он заменит наземный переход через пути, чего на трассе МЦД быть не должно.



09. Проект Высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань. Участок 4-5 км. 2017 год

Следующие объекты по трассе МЦД-4 в сторону центра проектировались для Высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань (далее - ВСМ), и во многом повторяют тот проект. Например, путепровод через проезд между улицами Нижегородская Рогожский посёлок, который должен стать вместо трёхпутного четырёхпутным. Для этого существующий пролёт заменят на два по два пути на каждом. Сначала построят южный пролёт и переключат движение на него, потом перестроят действующий путепровод. Однако по схеме переустройства путей МЦД-4 второе пока не планируется. Впрочем, в третьем этапе работ есть «Реконструкция путепроводов под 2 новых пути Горьковского направления», а южный пролёт входит в первый этап работ.



10. Проект реконструкции путепровода вдоль улицы Рогожский посёлок. ОАО «Институт Гипростроймост». 2017 г.



11. Проект реконструкции путепровода вдоль улицы Рогожский посёлок. ОАО «Институт Гипростроймост». 2017 г.

Далее путепровод на ПК5+21 Горьковского направления через пути Курского. Сейчас он состоит из трёх отдельных путепроводов под один путь каждый. Проектами ВСМ и МЦД-4 предложено добавить к нему ещё один такой же путепровод к югу от существующих. По двум парам путей пойдут поезда МЦД и пригородные электрички с конечной на Курском вокзале. На фото ниже вид с юга на север, именно здесь проложат ещё один пролёт путепровода. Этот путепровод и подпорные стены по соседству входят в первый этап работ.



12. Путепровод Горьковского направления через главные пути Курского. Фото - rajon_pride (semkin1). 2020 год

Про подпорные стены ПСТ1 и ПСТ2 я уже писал выше, поэтому переходим к путепроводу через шоссе Энтузиастов. К сожалению, у меня пока есть только разбивка по этапам работ (этапы общие для всего проекта МЦД-4):

1 этап. Строительство нового путепровода через шоссе Энтузиастов под 2 пути Горьковского направления справа (западнее) от существующего сооружения. Переустраиваются два пролёта в центре между существующими Курскими путями и новым положением 1 и 2 путей Горьковского направления (сейчас это центральные пролёты)

3 этап. Реконструкция верхней части путепровода ш. Энтузиастов (сейчас это два восточных пролёта)

4 этап. Строится путепровод под 2 пути по ш. Энтузиастов (вместо нынешних двух западных пролётов)



13. Путепровод через шоссе Энтузиастов. Здесь будет ещё два пролёта. Фото - Яндекс-Панорамы. 2020 год

Вместо платформы Москва-Товарная на Курском направлении будет общая с Горьковским остановка на Серпе и Молоте. Для этого здесь построят конкорс и четыре островные платформы, чтобы принимать поезда по всем путям. Для этого снесут часть зданий по Золоторожскому валу, Гжельскому переулку и улице Сергия Радонежского. Этапность работ следущая:

1 этап. Строительство двух островных платформ для 1-го и 2-го главных путей Горьковского и Курского направлений на о. п. Серп и Молот. Строительство части конкорса на постоянное положение и части из временных материалов.

3 этап. Достраиваются 3-я и 4-я платформы и конкорс на о.п. Серп и Молот.



14. Проект реконструкции платформы Серп и Молот. План размещения. АО «Мосгипротранс». 2020 год

Следующим объектом является путепровод на ПК4+64 через Волочаевскую улицу. На первом этапе реконструкции  предусматривается строительство новой части путепровода с правой стороны по ходу пикетажа под три пути (к югу от существующего). Также на схеме развития МЦД отражено, а в списке работ нет того, что там ещё по проекту ВСМ требовалось переустройство существующего путепровода.

«С учётом того, что существующая схема путепровода не обеспечивает перспективные габариты проезда по Волочаевской улице, в рамках реконструкции потребовалось увеличить длину путепровода»



15. Путепровод через Волочаевскую улицу. Здесь построят новый путепровод. Фото - Яндекс-Панорамы. 2020 г.

И вот мы подобрались к одному из старейших и знаковых сооружений на пути реконструкции. Андроников виадук был построен в 1865 году и перестроен в 1950-51 гг. Сейчас по нему проходят четыре пути, в 2008 году южнее него был построен ещё один путепровод на один путь. А по проекту реконструкции тут должны пройти восемь. Итак, на ПК0+74 постоят ещё один путепровод на два пути северней существующего, южный заменят на вмещающий два пути, само же историческое сооружение реконструируют. Этапность работ:

1 этап. Строительство подпорных стен и нового моста через р. Яуза с правой стороны по ходу пикетажа (южный путепровод). Строительство двух эстакад и нового моста через р. Яуза под 3-й и 4-й пути Горьковского направления слева по ходу пикетажа (северный путепровод)

2 этап. Старый мост через руку Яуза на четыре пути подлежит реконструкции со снятием движения по нему



16. Проект северного путепровода через реку Яузу. ОАО «Институт Гипростроймост». 2017 год



17. Проект северного путепровода через реку Яузу. ОАО «Институт Гипростроймост». 2017 год

Интересно, что по проекту ВСМ северный путепровод спроектирован схожим с действующим южным «для единообразия комплекса мостовых переходов». Однако в сети можно встретить и набросок сооружения, повторяющего облик исторического виадука. Это было бы разумно, так как с юга старый мост уже закрыт современным сооружением, а теперь он будет закрыт и с севера.



18. Проект северного путепровода через реку Яузу. Слайд презентации Координационного совета по развитию транспортной системы г. Москвы и Московской области. 2016 год



19. Проект северного путепровода через реку Яузу. ОАО «Институт Гипростроймост». 2017 год

«Как и в случае с мостом 2008 года постройки, потребовалось предусмотреть локальное переустройство парапетного ограждения в верхней части опоры №0 существующего арочного моста, обеспечив достаточное свободное пространство для пропуска пролётного строения в осях проектируемого моста. <...> Устои размещены в теле существующих подходных насыпей».



20. Проект северного путепровода через реку Яузу. ОАО «Институт Гипростроймост». 2017 год

С запада и востока от северного путепровода будут сооружены эстакады Э1 и Э2. «С целью обеспечения единого железнодорожного полотна на части эстакад пролетные строения «врезаются» в существующую насыпь (устраивается галерея). <...> На подходах к мосту через реку Яузу проектируемые пути ВСМ 2 удаляются от существующих путей. Ввиду отсутствия необходимости в едином железнодорожном полотне на данном участке, пролетные строения эстакад выполнены симметричными со служебными проходами с двух сторон и отсутствием продольной вертикальной стенки для удержания грунта насыпи».



21. Проект северного путепровода через реку Яузу. ОАО «Институт Гипростроймост». 2017 год

В рамках реконструкции удлиняется тоннельный путепровод улицы Нижняя Сыромятническая (на самом деле - Сыромятнический проезд). Этапы работ:

1 этап. Строительство новой (южной) части путепровода тоннельного типа по улице Нижняя Сыромятническая под 1 и 2 пути Горьковского направления

3 этап. Реконструкция верхней (северной) части путепровода тоннельного типа по улице Нижняя Сыромятническая



22. Тоннель на Сыромятническом проезде. Дом справа подлежит сносу. Фото - Яндекс-Панорамы. 2020 год

В данном тоннеле трамвайные рельсы уложены «сплетением». Это последняя такое место Москве. Состояние несущих конструкций путепровода является неудовлетворительным и требует реконструкции.

«Специалисты ООО «Интермост» разработали проектную документацию для нового железнодорожного путепровода. <...> путепровод предназначен для пропуска восьми путей (Курского, Горьковского хода) над Сыромятническим проездом. Под путепроводом предполагается размещение двух трамвайных линий, автодорожной полосы и пешеходного тротуара».

Плановый срок начала строительства - 2020 год.



23. Проект тоннеля по Сыромятническому проезду. Вид на новую (южную) часть. ООО «Интермост». 2020 год



24. Проект тоннеля по Сыромятническому проезду. Вид на новую (южную) часть. ООО «Интермост». 2020 год

К сожалению, по поводу реконструкции возбудилась всякая общественность (читай - городские сумасшедшие), которые начали разносить вонь повсюду о якобы ценности данного объекта. Напомним им, что все работы проводятся в полосе отвода Российских Железных Дорог. Даже то, что Москомархитектура отклонила этот проект, никоим образом не повлияет на его реализацию. Ну, возможно, сделают «закос» стилизацией под круглый портал тоннеля. Мне жаль, что проектировщики «повелись» на всё это и удалили упоминания о проекте со своих ресурсов, а заодно и некоторые другие проекты для МЦД. Надо уметь отстаивать свою позицию и не стесняться выполненной работы.



25. Проект тоннеля по Сыромятническому проезду. Вид на реконструируемую часть. ООО «Интермост». 2020 год



26. Проект тоннеля по Сыромятническому проезду. Вид на реконструируемую часть. ООО «Интермост». 2020 год

Ещё один новый путепровод перекинут через Верхнюю Сыромятническую улицу. В рамках первого этапа планируется строительство нового путепровода тоннельного типа на новой оси справа от существующего по ходу пикетажа для пригородных электричек Горьковского направления, прибывающих на Курский вокзал. Интересно, что, судя по схеме переустройства путей МЦД-2, проход под путепроводом станет исключительно пешеходным.



27. Путепровод через Верхнюю Сыромятническую улицу. Рядом будет новый. Фото - Яндекс-Панорамы. 2020 г.

Наконец, мы подобрались к Курскому вокзалу. Работы здесь уже начались:



28. Строительство вестибюля и платформ 11-12 на Курском вокзале. Фото - hildfish.livejournal.com. 2020 год

Добавлю информацию по этапам реконструкции:

1 этап. На данном этапе закрываются для работы пути № 10-17 (пути № 11-17 демонтируются (парк «В»), путь № 10 закрывается на период строительства) и частично демонтируется высокая пассажирская платформа №6 (между приемоотправочными путями № 10 и 11) для сооружения подземного вестибюля по обслуживанию пассажиров. Почтово-багажное отделение на станции Москва Пассажирская Курская прекращает работу (в настоящий момент не используется). Выполняется переустройство нечётной горловины в районе 8 и 9 приемоотправочных путей.

2 этап. Укладываются приемоотправочные пути № 11 - 14, строятся высокие пассажирские платформы № 5 (восстанавливается), 11, 12 в зоне построенного подземного вестибюля.

3 этап. В нечетной горловине завершаются работы по путевому развитию. Переустраивается средняя часть чётной горловины станции Москва-Пассажирская-Курская.

4 этап. Переустраивается нечетная горловина на ст. Москва-Пассажирская-Курская на постоянное положение с подключением к 4 главным путям на участке Москва-Пассажирская-Курская - Москва Каланчевская, уложенных по титулу 1340. Переустраивается четная горловина ст. Москва-Пассажирская-Курская с подключением 3 и 4 главных путей Курского направления. Достраиваются новые пути Курского направления на освобожденной площадке на участке Москва-Пассажирская-Курская - Москва-Товарная-Курская.



29. Фрагмент схемы переустройства путей в рамках проекта Московских Центральных Диаметров. 2019 год

Далее на участке от улицы Казакова до Южного проезда строятся подпорные стены. Здесь выемка будет расширена с двух до четырёх путей для МЦД-2,4. Строительство давно идёт и должно завершиться до конца 2020 года.



30. Проект подпорных стен на участке улица Казакова - Южный проезд. ОАО «Институт Гипростроймост». 2017 г.

Проектируемые подпорные стены обеспечивают оптимальное раскрытие отведенного пространства для строительства двух путей ВСМ 2 и перекладки двух соединительных путей Курского направления без переустройства расположенных на этом участке существующих автодорожных путепроводов вдоль Новой Басманной и Старой Басманной улиц. Подпорные стены, предназначенные для удержания грунтового массива с минимальным вмешательством в существующую улично-дорожную сеть и плотную застройку жилого массива, расположены вдоль соединительных путей Курского направления.



31. Строительство подпорных стен участка улица Казакова - Южный проезд. Фото - hildfish.livejournal.com. 2020

По верху всех подпорных стен устраивается монолитный железобетонный оголовок - для размещения на них перильного ограждения и шумозащитных экранов.



32. Строительство Каланчёвского путепровода. Фото - пресс-служба мэра и правительства Москвы. 2020 год

После подпорных стен идёт Каланчёвский путепровод, о котором я тоже уже рассказывал. Только недавно АО «Мосводоканал» должен был закончить вынос водопровода и канализации из строящегося пролёта путепровода. Тем временем, я накопал ещё рендеров, и хорошо, если построят именно так.

Заключительному пункту данной части рассказа, платформе Каланчёвская, я тоже уделил внимание накануне. Поэтому добавлю лишь фото строительства.



33. Реконструкция платформы Каланчёвская. Фото - пресс-служба мэра и правительства Москвы. 2020 год

Этапы работ по подпорным стенам, путепроводу и Каланчёвской:

1 этап. Начало строительства подпорных стен ПС1, ПС3 - ПС10. Начало строительства путепровода под IV главный путь

2 этап. Строительство пассажирской платформы № 1. Строительство части надземного вестибюля. Завершение строительства подпорных стен ПС1, ПС3 - ПС10, а также ПС на о.п. Каланчевская. Завершение строительства путепровода под IV главный путь.

3 этап. Строительство путепроводов под пути I, II, III. Строительство стенок ПС0, ПС2. Строительство устоев путепроводов ул. Казакова, ул. Старая Басманная, ул. Новая Басманная, Хомутовский тупик.

Странно, на схеме переустройства путей в рамках проекта МЦД планируется перестроить только путепровод улицы Казакова. Так было и в проекте ВСМ. Что ж, будем следить за стройкой и ждать дальнейших новостей. А завтра мы виртуально проедем дальше, завершив своё путешествие по центру МЦД...

МЦД, Каланчевская, Карачарово, реконструкция, Нижегородская, Мосгипротранс, Курская, Московские Центральные Диаметры, Курский вокзал, Москва-Товарная, Интермост, Сибжелдорпроект, Комсомольская, Серп и Молот, Гипростроймост, Калитники

Previous post Next post
Up