Доброго времени суток! С вами слегка забытая рубрика «эволюция проекта», в которой я разбираю изменения, которые произошли с проектами объектов железнодорожного транспорта, прошедшие за время от первых чертежей до реализации. И сегодня я рассмотрю два реконструированных остановочных пункта на Киевском направлении Московской железной дороги.
Кокошкино
Предварительный вариант
Начать, пожалуй, стоит с предыстории. Реконструкция остановочного пункта Кокошкино планировалась при обновлении пассажирской инфраструктуры на Киевском направлении от Киевского вокзала до Апрелевки, вызванной строительством на этом участке 3-го и 4-го главных путей. Первые проекты в рамках данной программы были выполнены ещё в 2017-м году. Годом ранее было реализовано Московское Центральное Кольцо и многие нормы, которые были внедрены на его станциях, город захотел выполнить при реконструкции остановочных пунктов Киевского направления, так как проводилась она за средства Москвы (участок Киевского направления до Апрелевки, в основном, находится на территориях столичных округов).
Однако позже, уже в связи с развитием концепции Московских Центральных Диаметров, в четвёртый из которых вошло Киевское направление участком до Апрелевки, большинство проектов было пересмотрено, так как помимо общих технических требований (которые тоже поменялись) возникла необходимость внедрить и современный дизайн, типовые элементы которого отрабатывались при реконструкции остановочных пунктов первого и второго диаметров.
Вероятно, хронологически первым является вариант с надземным конкорсом, выполненный архитектурным бюро RAF ART Сергея Прохорова,
выложенный им в 2019-м году, но сделанный примерно в 2017-м, как мне кажется. Вот, что пишет сам автор проекта о своей идее:
Дизайн проект станции РЖД. Конкурсная работа для ОАО «РЖД» на примере станции «Кокошкино». В рамках задания «Развитие Киевского направления Московского железнодорожного узла для усиления пригородного пассажирского движения». Строительство III главного пути Солнечная - Апрелевка».
Внешний вид станции решён в стиле «Техно». Как логичное переосмысление «Конструктивизма» 1920-30-х годов, которому не хватало современных технологических решений в архитектуре и дизайне.
Сегодня можно воплощать идеи конструктивистов того времени не только в бетоне. Можно создавать динамичные, ломаные, симметричные, пропорциональные и иные геометрические формы из стекла, и металла больших площадей, с минимумом швов и открытых связей.
Архитектурные линии, рефлексы отражения и свет создают неповторимое впечатление от созерцания ритма, динамичных форм, цветовых акцентов, и хрустального блеска прозрачных элементов.
Я выложил лишь несколько изображений, а всего автор выполнил сразу три варианта внешней и внутренней отделки, снабдив их ночными рендерами. Из интересного - невероятные три эскалатора на южном выходе, которые даже при проектировании конкорса на станции Одинцово продвигались с трудом.
2017 год
В 2017-м году ООО «Стройпроект» выпускает документацию о реконструкции, где на Кокошкино показан подземный вестибюль вместо надземного и многое гораздо скромнее, чем в конкурсной работе. Так, на каждую из двух береговых платформ ведёт всего по одному эскалатору, а на выходах их нет вообще.
Впрочем, и в этом варианте проекта Сергей Прохоров (RAF ART) тоже принял участие, а на его
сайте можно найти рендеры этого варианта:
Обратите внимание на лифтовый павильон северного выхода - позднее он поменяет свой вид. Также тут нет всяких вытяжек в межпутии, которые будут показаны автором в следующей версии проекта. Думаю, автор визуализации недостаточно вник в техническое задание, так как на чертежах всё это есть.
На следующем рендере показано место примыкания сходов к торцам обеих платформ. На южной (на переднем плане) лифтовый павильон отделён от павильона схода, тогда как на северной лифт интегрирован в павильон схода (как и на южном выходе, а у северного выхода отдельный павильон лифта).
2018 год
Честно говоря, я не знаю, когда именно Сергей переделал рендеры так, чтобы они соответствовали схемам от ООО «Стройпроект», но предположу, что это произошло в 2018-м году (в сети их
показали только в 2021-м,
тут у меня все). Думаю так из-за того, что в следующем году появилась новая схема, которая уже не совпадает с рендерами Прохорова, но близка к финальной реализации.
Итак, лифтовый павильон северного выхода показан Г-образным, почти как он и построен в итоге, появились вентшахты. Других изменений между двумя подборками рендеров я не заметил. Так как новее визуализации не было, то давайте сравним отделку платформы с реализованной.
На следующем фото Удалённого пользователя сайта railwayz.info видно, что навесы опираются на один ряд колонн вместо двух, при этом колонны квадратного, а не круглого сечения. Потолок навесов «подшит» по-разному на двух платформах, на северной больше похоже на рендер. «Раскладка» на полу тоже получилась другая.
Давайте посмотрим на отделку павильона схода и лифта южной платформы, для сравнения я вырезал кадр из
этого видео с YouTube-канала «Wawa»:
Были поставлены более широкие стёкла, мелкая «разбивка» осталась только на входных группах. Также не пожалели гранита вместо плитки на стенах. Ещё можно отметить, что южная платформа кончается на рендере раньше.
2019 год
Следующая схема датируется 28-м февраля 2019-го года. Здесь есть несколько значимых изменений. Первое - южная платформа, выдвинутая на запад по отношению к узлу, а северная смещена на запад чуть дальше торца павильона схода. Второе - более широкий павильон северного выхода, что связано с тем, что в него было предложено добавить выход прямо с северной платформы (а это более короткий путь для пассажира, нежели через подземный переход). И ещё один странный момент - симметричные наборы лифтовых павильонов и павильонов сходов на обеих платформах, тогда как ранее была асимметрия (и похоже на схему «эскалаторный-лифтовый-лестничный», судя по контурам).
В реальности сходы на платформы остались асимметричными, а из платформ северная осталась на первоначальной позиции, а вот южную чуть сместили на запад дальше торца павильона схода. Поэтому с восточной стороны торец у южной платформы заканчивается раньше, как это хорошо видно на кадре из
видео с YouTube-канала «AnVik Korzh», показанном выше. А ниже размещён кадр
ролика телеканала «Россия 1», где видно западную часть комплекса.
Помимо описанных деталей, можно заметить, что павильон лифта северного выхода стал с одой стороны чуть ниже в сравнении с последними рендерами. Также изменился и павильон схода северного выхода, который хотя и был на рендерах формально одним зданием со сходом на северную платформу, всё же в итоге был полностью объединён в один общий контур, что позволило, немного продлив его северный фасад на восток, создать возможность для реализации выхода пассажиров с северной платформы минуя подземный переход. Однако можно было бы продлить павильон ещё немного, чтобы была возможность поставить и турникеты на вход, но этого сделано не было.
Выше фото здания объединённого павильона северного выхода и схода на северную платформу (автор М. Мишина, пресс-служба Мэра и Правительства Москвы). Удивительно, что для входа и выхода служат всего две маятниковые двери, а рядом с ними слева и справа достаточно места для реализации ещё по одной двери. При этом на южном выходе поставили сразу четыре двери, хотя именно с севера находится квартал многоэтажных домов!
Выше ещё один кадр из видеоролика YouTube-канала «Wawa», совмещённый павильон схода северной платформы и северного выхода. Люди идут направо как раз по быстрому и лёгкому пути, хотя заказанная заранее табличка гласит, что нужно вниз по лестнице или эскалатору (который работает только вверх, так что это вдвойне глупый совет). На фото ниже место, куда выходят люди.
И снова фото Удалённого пользователя с railwayz.info. Выше вид налево от входа в северный павильон в сторону выхода с северной платформы прямо сюда. Возможно, эти турникеты работают в реверсивном режиме, тогда и на вход попасть через них можно. На фото ниже лестница в подземный переход, эскалаторов тут нет, поэтому очень хорошо, что есть возможность с северной платформы как минимум выхода минуя эти три пролёта (а с южной стороны такой альтернативы нет). Вид в противоположную сторону от предыдущего.
Единственное, в чём я так и не разобрался, так это в рендерах «внутрянки», которые висели в штабе строительства и их демонстрировал Д.И. Гончаров, начальник участка, в
этом видео с YouTube-канала «Burovik TV», полагая, что итоговый результат должен быть похож на них «приблизительно на 90%».
Но здесь итоговому результату не соответствует не только отделка, но и даже компоновка. Очень похоже на то, что это вообще рендеры какого-то другого объекта, например, Лесного городка или Мещерской. Кассы похожи, а южный выход - нет. Насчёт павильона схода тоже вопросы - я вижу два эскалатора, чего на Кокошкино нет нигде. В качестве иллюстрации кадры из тех же, что и раньше, источников (фото Удалённого пользователя и видео «Wawa»):
«Фишки» остановочного пункта - QR-коды на ограждении платформы от Москвы, ведущие на web-страницы с информацией о строителях, которые реконструировали остановочный пункт и мониторы на одной из колонн, на которые выводят изображения произведений живописи местных художников, расположенная на пути на Москву. Это можно увидеть на фото М. Мишиной. Но желающим увидеть обе особенности нужно приготовиться к тому, что тут нет бесплатного перехода между платформами.
Победа
Предварительный вариант
Ещё один остановочный пункт, реконструкцию которого я хочу рассмотреть в этом посте - это Победа между станцией Апрелевка и остановочным пунктом Крёкшино на том же Киевском направлении Московской железной дороги. И первый вариант проекта, вероятно, выполненный до 2018-го года, впервые на форуме «Наш транспорт»
выложил пользователь кто здесь в 2018-м году. На схеме мы видим обычный пешеходный мост с двумя выходами и сходами по обе стороны моста на две платформы - островную между 2-м и 3-м главными путями и береговую у 1-го главного.
Первый вариант
Тогда же в следующем своём посте кто здесь показал пару рендеров и схему следующего варианта, в котором вместо пешеходного моста был изображён надземный конкорс с двумя выходами и сходами на юг.
Платформы снова были показаны береговой и островной, так как сначала тут планировалась остановка на трёх главных путях, но потом от этого отказались из-за концепции Московских Центральных Диаметров, где нужны остановки на 3-м и 4-м экспрессных путях только на крупных пересадочных узлах и на конечных станциях маршрутов диаметров.
Видно два ряда колонн на островной платформе и один ряд на береговой.
Так как дизайн конкорса в следующем варианте проекта не изменился, можно сравнить предыдущие рендеры с тем, что построили. Далее пара фотографий с сайта stroi.mos.ru.
Видно, что навесы над тамбурами сходов на платформу по высоте не совпали с навесами на платформах, хотя не рендерах всё было аккуратно.
Второй вариант
Следующая версия проекта, по которой реконструкцию и провели, содержит минимальные отличия от предыдущей. Обе платформы стали береговыми и на каждой теперь по два ряда колонн.
Здесь и далее рендеры и схемы из буклета ООО «Стройпроект» за 2018-й год.
Посмотрим на план конкорса на уровне второго этажа. Как видим, на сходах к платформам применена классическая «лестница - лифт - эскалаторы», а на выходах установлено лишь по одному эскалатору:
Давайте теперь сравним интерьер на основе рендеров и фото с сайта mos.ru:
Интерьер западного выхода, в целом похож на рендер. Отличие только в том, что облицовка стен камнем выполнена «в стык», тогда как в проекте между плитами показаны углубления.
Далее вид с конкорса на тамбур западного выхода. Тут для сравнения в мой обзор «врывается» кадр из
видео с YouTube-канала «Dmitry Rogachev».
За исключением поручней эскалатора, которые в проекте стеклянные, я тут не вижу отличий, кроме уже названной отделки стен. Отличный результат!
Теперь посмотрим на интерьер надземного пешеходного перехода-моста:
И снова всё сделано в соответствии с проектом. Разве что, рисунок отделки на полу слегка отличается. На этот раз фото (см. ниже) взято с сайта stroi.mos.ru.
Далее идёт надземный вестибюль, турникетная линия у прохода к сходам на платформы. Тут похожий кадр полностью подобрать не получилось, зато...
Зато на фото видна одна из «фишек» остановочного пункта Победа: на одной из колонн есть вставка из «нержавейки» с буквами русского алфавита. Снова источником фото является stroi.mos.ru (см. ниже).
Приближаемся к турникетам. Слева за витражом виден лестничный сход на восточную платформу:
На stroi.mos.ru нашёл похожи кадр с право стороны, где виден лестничный сход на западную платформу за витражом:
Следующий вид вестибюля после линии маятниковых дверей (остались за спиной) в сторону сходов на западную платформу (эскалаторы, лифт).
На фото от mos.ru немного другой ракурс, но в примерно в ту же сторону. На рендере были показаны другие лавочки. Другие отличия минимальны. Вот, разве что, появились наклонные опоры ветровых связей или как их там?
Далее вид в противоположную сторону, от маятниковых дверей (за спиной) в сторону касс и проходов к выходам:
Снова я не нашёл аналогичного вида, поэтому посмотрим на следующее фото, предоставленное stroi.mos.ru. В целом, похоже, если не считать чёрную линию сквозь правое окно, которой нет, и таблички без закруглений.
Ещё одна «фишка» остановочного пункта - экспозиция, которая посвящена Великой Отечественной войне. Не знаю, насколько она тут постоянная. Также стоит отметить
слова дизайнера проекта реконструкции Алексея Куликова, о том что оформление якобы имеет отсылку к георгиевской ленточке - чёрные вертикальные полосы в интерьере конкорса. Немного притянуто за уши, как мне кажется, так как основной бежевый цвет никак не оранжевый.