ТПУ «Рижская» - эволюция проекта

Aug 06, 2021 08:10


Сегодня мы посмотрим на эволюцию проектов транспортно-пересадочного узла «Рижская», включающего в себя одноимённые станции метро Калужско-Рижской и Большой Кольцевой линий и одноимённые платформы МЦД-2 и будущих МЦД-4 и МЦД-3, а также Ленинградского направления Октябрьской железной дороги и платформу первой Высокоскоростной Железнодорожной Магистрали «Москва - Санкт-Петербург» (далее - ВСЖМ-1, также ВСМ-1).

Upd. Добавлен ещё один вариант проекта транспортно-пересадочного узла.


2000-е






До того, как мэром Москвы стал Сергей Собянин и с его подачи появились Московские Центральные Диаметры (далее - МЦД) на базе существующих связок между радиальными направлениями железных дорог, проходящих через столицу России, никакого развития рассматриваемого узла не было. Однако существовал план строительства вторых выходов на станциях метро, в который входила и « Рижская» Калужско-Рижской линии. Новый вестибюль планировали разместить на углу проспекта Мира и Водопроводного переулка. Но до реализации дело так и не дошло, и теперь второго выхода этой станции, скорее всего, уже никогда не будет из-за наличия пересадки на одноимённую станцию Большой Кольцевой линии, у которой в перспективе будет 2 выхода.

2017 год






При проектировании станции «Рижская» (проектное название - «Ржевская») Большой Кольцевой линии на перспективу учтён второй выход этой станции к Водопроводному переулку. В дальнейшем про этот задел вспомнят.

2018 год






10 июля 2018-го министр транспорта Евгений Дитрих, мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор, председатель правления ОАО «Российские Железный Дороги» Олег Белозёров ознакомились с реализацией проекта по строительству транспортно-пересадочного узла «Рязанская». Впервые именно там демонстрировался первый вариант реконструкции платформы Рижская (тогда ещё Ржевская) на Алексеевской соединительной ветви, которая позже войдёт в состав МЦД-2. Также рядом видна платформа МЦД-4. Всего, судя по рендеру планировалось по две береговые платформы для двух линий МЦД. А увидеть, как примерно выглядел бы надземный конкорс каждой платформы, можно на примере нереализованного варианта Долгопрудной на Савёловском направлении Московской железной дороги от Сергея Прохорова:











В том же году АО «Мосгипротранс» выпускает буклет, в котором все четыре береговые платформы уже располагаются параллельно и появляется связь с Рижской, что на Ленинградском направлении Октябрьской железной дороги:






Отметим, что на приведённой ниже схеме обозначен 2-ой выход «Рижской» Калужско-Рижской линии метро. Проектировщики явно не вникали в планы коллег из АО «Метрогипротранс», которые к тому моменту уже изменились. Ещё один момент - платформы МЦД-4 подписаны как «МЦД-3». Тогда ещё не все диаметры обрели свою окончательную трассировку и названия. Здесь платформы в правом верхнем углы должны это Рижская будущего МЦД-3 и Ленинградского направления Октябрьской железной дороги.






2020 год






В середине 2020-го года Дмитрий Роменский демонстрировал приведённую выше схему на онлайн-конференции, посвящённой МЦД. В целом, концепция транспортно-пересадочного узла не менялась, кроме того, что сюда добавили вокзал для поездов ВСЖМ-1. На тот момент именно сюда хотели перенести конечную вместо Ленинградского вокзала или Каланчёвской, предлагаемых раньше. Это подтверждается слайдом из презентации Александра Чекмарёва:






Уже в той же презентации от конца 2020-го года мы можем найти варианты размещения конкорсов и железнодорожных платформы в данному узле. Вот вариант, где конкорс вокзального комплекса отделён от конкорсов МЦД:






Выше на схеме почему-то помимо двух островных платформ МЦД-2 и МЦД-4 по соседству присутствуют ещё и две береговые платформы. А тут их нет:






Схема уже с общим конкорсом для МЦД-2, МЦД-4, МЦД-3 и ВСЖМ-1:






Постепенно число платформ для ВСЖМ-1 сокращалось и остались только две островные, вокзальный комплекс явно усыхал на глазах:






Но и это ещё не всё. Минимальное развитие узла теперь включает уже одну островную платформу для ВСЖМ-1 (а МЦД-2 и МЦД-4 перепутаны местами):











И, чтобы окончательно закрыть тему с вариантами 2020-го года, вот ещё один от ГАУ «НИИиПИ Ген.плана г. Москвы»:






Не знаю, что именно они взяли за основу для своей схемы, но здесь мы видим ещё и выход к грузовой станции Николаевка (задел под сход к платформе для ВСЖМ-1?), а также местоположение 2-го выхода станции метро «Рижская» Большой Кольцевой линии. Вот, кстати, схема самой станции с ним:






Также ГАУ «НИИиПИ Ген.плана г. Москвы» представило своё видение на внешний вид конкорса МЦД и второго выхода станции метро «Рижская»:






2021 год






Но с параллельным размещением трёх островных платформ МЦД-2, МЦД-4 и ВСЖМ-1 вышли какие-то сложности, поэтому на схемах 2021-го года от АО «Мосгипротранс» из госзакупки на строительство участка от Ленинградского вокзала до станции Крюково платформа ВСЖМ-1 смещена на юг. Также было принято решение о размещении конечной ВСЖМ-1 в соседнем здании рядом с Ленинградским вокзалом, а в северном торце будет выход к круговому депо:






А вот наземный конкорс, связывающий конечную ВСЖМ-1 с Каланчёвской на МЦД-2 и МЦД-4 и обозначенный крестиком на рендере, приведённом выше, построен не будет, либо до Каланчёвской его не дотянут. Видимо, решение это приняли исходя из того, что пересадка между линиями будет на Рижской.






Строительство ТПУ «Ленинградский». Пассажирская инфраструктура:
- строительство конкорса до кругового депо (зона приоритетного обслуживания)
- строительство конкорса на Ленинградский вокзал
- строительство двух островных платформ шириной 10 м
- строительство пассажирского здания
- приспособление существующего здания Московской ж.д., выходящего фасадом на Комсомольскую площадь






Но вернёмся к Рижской. Из-за необходимости смещения платформы ВСЖМ-1 на юг она оказалась отрезанной от конкорса МЦД-2 и МЦД-4:






На следующей схеме видно, как проектное положение путей ВСЖМ-1 в плане накладывается на предыдущий вариант конкорса на месте бывшего схода на платформу для ВСЖМ-1 (показан зелёным цветом):






Из-за этого поверх старого варианта был нарисован новый конкорс голубым цветом со сходами на все три островные платформы МЦД-2, МЦД-4, ВСЖМ-1. Слева коричневым цветом показано соединение с платформой Рижская на Ленинградском направлении Октябрьской железной дороги и перспективном МЦД-3. В целом, это какой-то переходной вариант вот к этому:






Но у нас также есть и рендер, позволяющий оценить то, что выше на схеме:






И да, здесь снова перепутаны местами платформы МЦД-2 и МЦД-4. Рядом со зданием выхода на нечётную сторону Водопроводного переулка мы видим тут павильон проектируемого второго выхода «Рижской» Большой Кольцевой линии метро. А на схеме эти два объёма соединены между собой. Как в итоге здесь поступят - сделают пересадку в общем закрытом объёме или же вместо этого обойдутся навесом между входными группами - пока неизвестно.






Второй рендер, который появился недавно, поставил меня в тупик. На здании выхода нет никакой информации о том, какая это платформа (станция МЦД). И, хотя его разместили в публикации про Рижскую, это может быть вариант и какого-то другого объекта, над которым сейчас работает АО «Мосгипротранс» (узнаваемый дизайн в стиле их Марьиной рощи, Печатников и Перервы). Всё же я сделаю предположение, что нам показали выход ко 2-й Мытищинской улице и это конкорс платформы Рижская будущего МЦД-3 и Ленинградского направления Октябрьской железной дороги, скрывающийся за кадром на предыдущем рендере.






11 августа 2021-го в газете «Московский железнодорожник» был опубликован ещё один вариант конкорса, второй этаж которого полностью занимает всё то пространство наверху, что образуется между переходом к платформе МЦД-3 и Ленинградского направления и переходом к платформе ВСЖМ-1.

Заключение

30 июля 2021-го года Андрей Бочкарёв, заместитель мэра в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства, заявил в интервью газете «Вечерняя Москва» следующее:

Москва непрерывно развивается, и такие новые факторы могут появляться, поэтому для ряда объектов мы закладываем технический потенциал, который можно дополнительно использовать при необходимости, как, например, строительство второго вестибюля «Рижской». Он будет введен после 2022 года. Пока речь идет только о проектировании дополнительного выхода со станции.

3 августа 2021-го года Сергей Собянин, мэр Москвы, согласовал проект внесения изменений в схему территориального планирования Российской Федерации, предполагающие строительство ВСЖМ-1 с учётом МЦД-3. На линии в границах Москвы будет четыре остановки: Ленинградский вокзал, Рижская, Петровско-Разумовская и Крюково.

НИИиПИ Генплана, Ржевская, МЦД, Рижская, Московские Центральные Диаметры, перспектива, Метрогипротранс, Высокоскоростные Магистрали, реконструкция, Мосгипротранс, ВСМ

Previous post Next post
Up