Наземный участок Филёвской линии (далее - ФЛ) московского метро от «Киевской» до «Филей» был спроектирован первым, и первым же и был введён в эксплуатацию («Фили» отстали на год, но планировали сдать их вместе с «Кутузовской» и «Студенческой»). Можно сказать, что станции ФЛ пали жертвой политики хрущёвского времени «борьбы с украшательствами». Мало того, что линию вывели на поверхность, так ещё и сильно сэкономили на отделке этих станций. Потолок был оштукатурен, стены тоже наполовину, а вторая половина выложена плиткой. В отделке полов вместо гранита плиты с битым камнем, такие можно было повсеместно видеть на полу магазинов той эпохи. Стены служебных помещений вообще были отделаны пластиком, и это был первым пример использования данного материала в метро Москвы. Но эти первые три станции обладали индивидуальными проектами, каждая чем-то отличалась от соседней. В
предыдущем материале я описывал отличия между ними. А вот следующим станциям повезло куда меньше как на этапе их проектирования, так и при эксплуатации. «Багратионовская», «Филёвский парк», «Пионерская» и «Фили» были задуманы одинаковыми. Только знаток может найти между ними отличия по камню в отделке колонн и вестибюлей. Все эти станции островные (с одной платформой по центру). И все были так быстро и дёшево построены, что не протянули и 50 лет без потери прочности конструкций. Поэтому с 90-е годов и до реконструкции крыши платформ на этих станциях поддерживали уродливые подпорки. Именно они виновницы той реконструкции, которая случилась с наземной частью ФЛ.
«Багратионовская»
01. Западный вестибюль станции «Багратионовская» до реконструкции. Фото - Станислав Константинов. 2017 г.
Станция открылась 13 октября 1961 г. СССР запустил человека в космос и в том же году построили вот это днище. Понятно, что авторов проекта всячески ограничивали, заставляя сделать откровенную дешёвку. Но до этого к них это получалось лучше. Сочетание стеклянного вестибюля и мрамора во отделке внутренних стен всетибюля смотрится ужасно. Да, чёрт возьми, плитка здесь была бы лучше! Авторский коллектив, работавший над вторым наземным участком ФЛ, отличался наполовину от авторов первого: к Р.И. Погребному присоединился В.А. Черёмин, а к Л.В. Сачковой - Т.Б. Процерова.
02. Западный вестибюль станции «Багратионовская» до реконструкции. Фото - Станислав Константинов. 2017 г.
Интересная деталь - светильники под потолком вестибюля. Они работали, а на платформе почему-то от них отказались, заменив дублирующими:
03. Платформа станции «Багратионовская» до реконструкции. Фото - Александр Попов. 2006 г.
Неизвестно, когда именно светильники в нишах под потолком прекратили свою работу. На вечерних фото станции 2006 года они уже не работают. А вот эти дополнительные люстры один в один с теми, что уже висели в 2000-х на «Кутузовской», «Студенческой» и «Филя». Значит, это не оригинальные для станций ФЛ светильники. И да, посмотрев старое фото, я нашёл оригинал:
04. Платформа станции «Студенческая» до реконструкции. Фото - Наум Грановский. Примерно 1960 г.
Ладно, мы отвлеклись. Давайте смотреть проекты реконтрукции:
05. Проект транспортно-пересадочного узла «Багратионовская». Авторы: «Инжпроект». 2013 г.
06. Проект транспортно-пересадочного узла «Багратионовская». Авторы: «Инжпроект». 2013 г.
Радикальное решение, предлагающее разместить над станцией многоэтажное здание, включающее парковку и офисные площади. К счастью, этот «монстр» не был построен. Было несколько вариантов дизайна, но все они в таком духе.
07. Проект реконструкции вестибюля станции «Багратионовская». Авторы: «Инжпроект». 2017 г.
В 2017 году был предложен типовой дизайн вестибюлей второго наземного участка ФЛ. Приведённый выше вариант - это что-то раннее. Другой цвет алюминиевых плиток на козырьке вестибюля. Название станции на табличке над дверьми входа. Тот ряд, в котором находится табличка, имеет меньшую ширину, чем ряд под окном касс. Странный проход вдоль здания вестибюля, которого в реальности нет ни у одного из вестибюлей.
08. Проект реконструкции вестибюля станции «Багратионовская». Авторы: «Инжпроект». 2017 г.
09. Проект реконструкции вестибюля станции «Багратионовская». Авторы: «Инжпроект». 2017 г.
10. Проект реконструкции вестибюля станции «Багратионовская». Авторы: «Инжпроект». 2017 г.
Иногда сложно понять последовательность проектов. На следующем варианте (см. выше) прорисовка хуже, но ближе к итоговому. Отметим белый цвет в отделке стен вестибюля на платформе и название станции, размещённое на теперь на стекле. Ряды над и под окнами касс имеют одинаковую ширину.
11. Проект реконструкции вестибюля станции «Багратионовская». Авторы: «Инжпроект». 2018 г.
12. Проект реконструкции вестибюля станции «Багратионовская». Авторы: «Инжпроект». 2018 г.
В заключительном варианте название перекочевало на козырёк. Безусловно, так оно лучше читается. Проблема в том, что издалека вестибюли некоторых станций после реконструкции выглядят одинаково. Вот, что получилось:
13. Западный вестибюль станции «Багратионовская» после реконструкции. Фото - ncd2010.livejournal.com. 2019 г.
14. Восточный вестибюль станции «Багратионовская» после реконструкции. Фото - Мосметрострой, А. Попов.2019
В итоге вышел какой-то микс первого варианта в части цоколя на колоннах и отсутствия ступеньки и последнего. Уверен, вы не сразу заметите разницу двух вестибюлей. А её почти нет. Посмотрите, как висят часы и ИК-излучатели. На вход и выход теперь три, а не две двери на каждой входной группе.
15. Проект реконструкции вестибюля и платформы станции «Багратионовская». Авторы: «Инжпроект». 2018 г.
16. Проект реконструкции платформы станции «Багратионовская». Авторы: «Инжпроект». 2018 г.
Цвет отделки колонн и стен вестибюля на платформе планировалось сделать светлым в духе оригинальной станции. Также была идея декорировать устои путепровода, проходящего над станцией, которые играют роль путевых стен.
17. Восточный вестибюль станции «Багратионовская» после реконструкции. Фото - Мосметрострой, А. Попов. 2019
Рендеров «внутрянки» я не нашёл, поэтому предлагаю сравнить выложенное выше фото с 02. Вестибюль стал длиннее, но не стал шире. Гранитный пол, и мраморные колонны, между которыми стекло. На всех наземных станциях ФЛ второго участка в западных вестибюлях появились лифты на платформу:
18. Западный вестибюль «Багратионовской» после реконструкции. Видео Игорь Лебедев, VideoFromMoscow. 2018
Над серой дверью повешена табличка для обозначения лифта. К сожалению, я не нашёл подтверждения, работают ли лифты на этих станциях.
19. Платформа станции «Багратионовская» после реконструкции. Фото - Александр. Попов. 2018 г.
20. Платформа «Багратионовской» в процессе реконструкции. Видео - Игорь Лебедев, VideoFromMoscow. 2018 г.
Вместо светлого мрамора в отделке стен вестибюля использован мрамор с тем же оттенком, что и для колонн вестибюля. По-моему, так получилось даже лучше, ведь светлый цвет достался вестибюлю «Пионерской». Кстати, тот же мрамор бордового цвета применён на «Хорошёвской» Большой Кольцевой линии. А вот колонны на платформе «Багратионовской» светлые. Обратите внимание на лавочку. Путевые стены же остались, как было. За них отвечает Гормост. Надеюсь, с ними ещё сделают что-то в будущем.
«Филёвский парк»
21. Западный вестибюль станции «Филёвский парк» до реконструкции. Фото - Станислав Константинов. 2017 г.
Я не случайно назвал свой рассказ «станции-близнецы». Отличие только в цвете мрамора в отделке стен вестибюлей и колонн на станциях. Однако здесь восточный вестибюль перенёс ремонт в 2000-е годы. Где-то я читал, в проёме между кассами и стеной фасада (тонированные окна) разместили серверную, из-за чего автоматы по продаже билетов повесили на выходе.
22. Восточный вестибюль станции «Филёвский парк» до реконструкции. Фото - Станислав Константинов. 2017 г.
Внутри было то же самое, что и на «Багратионовской», кроме цвета мрамора:
23. Западный вестибюль станции «Филёвский парк» до реконструкции. Фото - Станислав Константинов. 2017 г.
24. Западный вестибюль станции «Филёвский парк» до реконструкции. Фото - Станислав Константинов. 2017 г.
После ремонта в восточном вестибюле светильники под потолком заменили на новые, а также подняли уровень мрамора почти до потолка:
25. Восточный вестибюль станции «Филёвский парк» до реконструкции. Фото - Александр Попов. 2006 г.
На платформе отделка колонн и стен вестибюля тоже была серым мрамором:
26. Платформа станции «Филёвский парк» до реконструкции. Фото - deletant.livejournal.com. 2011 г.
Первых вариантов реконструкции было несколько. Например, аналог того, что сначала хотели сделать на «Багратионовской»:
27. Проект транспортно-пересадочного узла «Багратионовская». Авторы: «Инжпроект». 2013 г.
Или вот тот же вариант, но с дорогой вместо офисов и автостоянок:
28. Проект транспортно-пересадочного узла «Багратионовская». Авторы: «Инжпроект». 2013 г.
При это накрываемая станция должна была выглядеть как-то так:
29. Проект реконструкции платформы станции «Багратионовская». Авторы: «Инжпроект». 2013 г.
30. Проект реконструкции вестибюля станции «Багратионовская». Авторы: «Инжпроект». 2013 г.
Станция, в принципе, выглядит неплохо. Предлагалось поставить эскалаторы. Ну а потом был уже типовой вариант. Хотел выложить все рендеры, но проект тот же, что и у «Багратионовской». Ограничусь тем, где на платформе видна дверь, ведущая в лифтовый тамбур:
31. Проект реконструкции вестибюля станции «Багратионовская». Авторы: «Инжпроект». 2017 г.
А вот более поздний вариант, где цвет отделки уже серый:
32. Проект реконструкции вестибюля станции «Багратионовская». Авторы: «Инжпроект». 2018 г.
33. Проект реконструкции вестибюля станции «Багратионовская». Авторы: «Инжпроект». 2018 г.
Посмотрим, что получилось. Первое время фасад восточного вестибюля был отделан по временной схеме:
34. Восточный вестибюль станции «Филёвский парк» после реконструкции. Фото - Мосметрострой, А. Попов. 2019
Здесь видно водосточную трубу. Её сразу прятали за облицовкой плитами на других вестибюлях. Потом всё сделали как на западном вестибюле:
35. Западный вестибюль станции «Филёвский парк» после реконструкции. Фото - Мосметрострой, А. Попов. 2019.
Вестибюли-близнецы теперь можно отличать по ступеньке перед западным собратом и по положению часов над кассами. Впрочем, это могут поправить.
36. Западный вестибюль станции «Филёвский парк» после реконструкции. Фото - Мосметрострой, А. Попов. 2019.
Внутри всё как в вестибюле «Багратионовской» на фото 17, только здесь чёрный и серый мрамор вместо бродового и светлого. На следующем кадре из видео видно место установки лифта в торце западного вестибюля:
37. Западный вестибюль станции «Филёвский парк» после реконструкции. Видео - Улицы Москвы (YouTube). 2019.
Также у нас есть проект реконструции платформы, посмотрм на него:
38. Проект реконструкции платформы станции «Багратионовская». Авторы: «Инжпроект». 2018 г.
Для колонн подобрали серый мрамор, похожий на их оригинальную отделку:
39. Платформа станции «Филёвский парк» после реконструкции. Фото - Александр Попов. 2018 г.
А вот вместо серого мрамора у стен вестибюля на платформе теперь черный мрамор с редкими вертикальными полосками серого, как на рендере:
40. Платформа станции «Филёвский парк» после реконструкции. Фото - Александр Попов. 2018 г.
Что ж, на этих станциях мы осмотрелись. Остались последние две!