Данная часть цикла, посвящённого недостроенным и недоделанным выходам станций московского метро, видимо, является последней. Можете написать в комментариях, если я забыл про какие-то станции. Возможно, когда-нибудь и наберётся материала на новую часть, но это явно будет не скоро.
Upd. Добавлена и обновлена информация по станции «Котельники».
Upd 2. Добавлена информация по станции «Марьина роща».
Ольховая
В прошлый раз я как-то упустил из виду участок Сокольнической линии от станции «Саларьево» до станции «Коммунарка», а ведь здесь тоже есть пара станций, у которых аварийные выходы в перспективе могут стать обычными.
И первая из них - «Ольховая». В южном торце станции находится лестница, которая ведёт в павильон эвакуационного выхода на поверхности. Сделано ли что-то для того, чтобы его можно было перестроить в обычный - неизвестно.
(фото от августа 2020-го, автор - bluesmaker.livejournal.com)
(фото от августа 2020-го, автор - bluesmaker.livejournal.com)
Коммунарка
На следующей станции «Коммунарка» всё той же Сокольнической линии есть законсервированный северный вестибюль, в который ведут будущие выходы №5 и №6 (дальние на приведённом выше рендере). На платформе станции сделана лестница, соединённая с ними.
(фото от июля 2020-го, автор - bluesmaker.livejournal.com)
(фото от июля 2020-го, автор - bluesmaker.livejournal.com)
(фото от июля 2020-го, автор - bluesmaker.livejournal.com)
Котельники
Вариант проекта станции «Котельники» Таганско-Краснопресненской линии, приведённый выше, содержал выход у западного вестибюля к чётной стороне Новорязанского шоссе (обвёл красным цветом на приведённый выше схеме). Впоследствии его заменили на сход №5 (по Яндекс-картам) к Сосновой улице и Новорязанскому шоссе, а на месте отменённого схода сделали закуток для служебных помещений. Их двери видны справа на первом фото из подборки в конце данного раздела.
А в восточном вестибюле к сходу №2 добавили сход №1, также здесь есть задел на продление под Новорязанским шоссе, для чего в переходе с этой стороны установили гермозатвор (второй кадр из следующей подборки).
(фото от 2015-го, автор - bluesmaker.livejournal.com)
(фото от 2015-го, автор - bluesmaker.livejournal.com)
Жулебино
Здесь интересная ситуация. Утверждается, что южный выход станции метро «Жулебино» Таганско-Краснопресненской линии должен был иметь выход на бульвар между улицей Генерала Кузнецова и её дублёром. Однако ни первая схема, где ещё другая конфигурация восточных сходов южного вестибюля на улицу Авиаконструктора Миля, ни вторая такого выхода не содержат. Может быть, между этим двумя вариантами был некий промежуточный, где такой выход ещё присутствовал. Владислав Лавров
писал, что его отменили, так как строительство выхода в сквере не одобрила экологическая экспертиза. Зато в этом месте прекрасно получилось построить здание отдыха локомотивных бригад. Где логика - непонятно. Видимо, это как в случае с «
Ломоносовским проспектом», но там решение приняли якобы из-за недовольства жителей.
Осмотр южного вестибюля станции не выявил явных заделов для ещё одного выхода. Я обратил внимание на то, что восточная стена кассового зала имеет уступ ближе к маятниковым дверям вестибюля (далее первый кадр), тогда как уступ западной ближе к маятниковым дверям подземного перехода (второй кадр). Но это ещё ни о чём не говорит. Скорее всего, никакого задела здесь не осталось. На третьем кадре здание отдыха локомотивных бригад наверху на месте, возможно, нереализованного выхода.
(кадр из видео от декабря 2017-го с YouTube-канала «Apple Repairs»)
(фото от 10.11.2013, автор - Битцевский панк с форума «Наш транспорт»)
(фото от 2015-го, автор - Alexxiel с сайта wikimapia.org)
Новокосино
Выше приведён первый вариант станции «Новокосино» Калининской линии. В работу он пошёл практически без изменений. Западный вестибюль получил здание отдыха локомотивных бригад, симметричное сходу к нечётной стороне Суздальской улицы (№3 по Яндекс-картам). Дальше в какой-то момент при реализации проекта были отменены сходы, симметричные схода №2 и №4 на чётную сторону Суздальской улицы, которые присутствуют на этой схеме:
Осмотр данных павильонов даёт понимание того, что никакого задела, чтобы пристроить их в дальнейшем, оставлено не было. Однако анализ приведённой выше схемы наводит на мысль, что лифтовая шахта должна быть посередине симметричного выхода, и всё же при желании можно пристроить два схода так, чтобы павильон стал симметричным. А это значит, что модернизировать таким образом можно все выходы, кроме №3, у которого вторая часть это здание отдыха локомотивных бригад.
(фото от августа 2012-го, автор - dibazolllll.livejournal.com)
(фото от августа 2012-го, автор - bluesmaker.livejournal.com)
(фото от августа 2012-го, автор - cr2.livejournal.com)
Зябликово
Станция «Зябликово» Люблинско-Дмитровской линии метро должна была иметь из южного вестибюля выход на нечётную сторону улицы Ясеневая, но и в данном случае это не нашло отражения в схеме. По имеющимся сведениям, данный выход получался зажатым между парком с одной стороны и улицей с другой, а перерывать движение на время строительства власти не хотели. Но, насколько можно понять из текущей ситуации, движение можно перенести движение восточнее, так как между улицей Ясеневая и действующим выходом №11 (по Яндекс-картам )из южного вестибюля станции «Зябликово» как раз есть место для одной полосы движения. Стена слева на следующем кадре - место примыкания возможного перехода к новому выходу:
(кадр из видео от февраля 2020-го с YouTube-канала «Улицы Москвы»)
(фото от 2018-го, источник кадра - Яндекс-карты)
Марьина роща
Северный выход станции проектировался с учётом строительства в будущем подземного перехода под Шереметьевской улицей с выходами по обе стороны её перекрёстка с 4-м проездом Марьиной рощи. К сожалению, реализовать его не планируется даже в рамках строительства станции метро «Марьина роща» Большой Кольцевой линии.
(фото от 24.12.2012, автор - presten.livejournal.com / Павел Сёмкин)
Пятницкое шоссе
Южный вестибюль станции метро «Пятницкое шоссе» Арбатско-Покровской в процессе проектирования лишился симметричного схода на чётной стороне Митинской улицы. Вместо него в проект добавили выход на бульвар между Митинской улицей и её дублёром (№2 по Яндекс-картам):
Однако конфигурация помещений подземного перехода позволяет в будущем достроить симметричный выход. Здесь всё построено как на симметричном выходе на дублёр Митинской улицы (выходы №4 и №5 по Яндекс-картам).
(кадр из видео от 28.12.2012 с YouTube-канала «VideoFromMoscow»)
Митино
На станции «Митино» всё той же Арбатско-Покровской линии метро тоже в процессе проектирования был исключён ряд сходов у западного и восточного вестибюлей. Так, восточный вестибюль лишился симметричного схода сходу №8 (по Яндекс-картам) на чётную сторону Митинской улицы, а западный - двух сходов из перехода под Дубравной и Митинской улицами, соседних со сходами №6, №7. Конфигурация помещений подземных переходов позволяет в будущем достроить все эти сходы. На кадрах следующей подборки сначала место примыкания схода, симметричному №8, далее - соседних к №6 и №7.
(кадр из видео от 31.05.2019 с YouTube-канала «VideoFromMoscow»)
(кадр видео от 2019 YouTube-канала «Сеть центров диагностики ПИКАССО»)
(кадр из видео от 31.05.2019 с YouTube-канала «VideoFromMoscow»)
Славянский бульвар
В проекте станции метро «Славянский бульвар» Арбатско-Покровской линии можно обнаружить как выход из восточного вестибюля к Тарутинской улице, так и подземный переход у западного к выходам на обе стороны Кутузовского проспекта. В итоге на всё этом сэкономили. Как известно, станция открылась с вестибюлями, не соединёнными напрямую с переходами под проспектом, а вместо перехода под Белорусским (Смоленским) направлением Московской железной дороги (+ нынешний первый Московский Центральный Диаметр) использовался существовавший на тот момент пешеходный тоннель.
В 2012-м году, кода проходили публичные слушания по проекту расширения Кутузовского проспекта, напротив западного вестибюля по просьбам жителей разместили новый подземный пешеходный переход, который уже никак не был увязан со станцией метро. Кроме того, этот переход вообще не построили в итоге. Логично сделать это соединение в рамках строительства северного дублёра Кутузовского проспекта, но в схемах этого проекта я ничего такого не нашёл. А вот переход к улице Герасима Курина под ж/д путями был построен в рамках сооружения подземного терминала новой платформы Славянский бульвар. Он заменил действовавший до этого пешеходный тоннель. Но и тут снова забыли про выход к Тарутинской улице. Однако торцевая стена этого конкорса позволяет продлить в будущем переход в эту сторону. Привожу это место на первом кадре. На втором и третьем - стены западного вестибюля станции «Славянский бульвар», к которым можно присоединить переход под Кутузовским проспектом, ещё не построенный на данный момент.
(фото от 29.06.2020, автор - bluesmaker.livejournal.com)
(кадр из видео от 25.08.2019 с YouTube-канала «VideoFromMoscow»)
(кадр из видео от 25.08.2019 с YouTube-канала «VideoFromMoscow»)
Третьяковская
Если вы думаете, что на отдельных выходах начали экономить в современной России, то это не так. Контрпримером является ряд станций, построенных в позднесоветское время. Например, западный совмещённый вестибюль двух станций «Третьяковская» Калужско-Рижской и Калининской линий не имеет выхода на перекрёсток Большого Толмачёвского переулка и улицы Большая Ордынка (на схемах это левый нижний угол).
Выход должен был вести к скверу напротив здания, которое сейчас относится к Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Выходит, что данный узел из двух станций не достроен не только относительно
пересадки.
(кадр из видео от ноября 2020-го с YouTube-канала «Юрий Демидов»)
Марксистская
Вестибюль станции «Марксистская» Калининской линии до сих пор имеет нереализованный задел для продления под Таганской улицей (на схеме он обозначен пунктиром). Реализация потребовала частичного или полного сноса здания по адресу Таганская улица, дом 1с1, на что не пошли как тогда, так и позднее. К сожалению, про этот проект власти города успешно забыли.
(кадр из видео от 08.04.2019 с YouTube-канала «VideoFromMoscow»)
Китай-Город
На узле станций «Китай-Город» Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий тоже сэкономили при строительстве. Здесь при реализации проекта не было построено три схода: в сквер напротив пересечения улицы Ильинка с Игнатьевским переулком (левый верхний угол схемы), ещё один сход по соседству со сходом №5 (по Яндекс-картам) на Лубянский проезд и, наконец, выход на Старую площадь у южного совмещённого вестибюля. Все эти точки примыкания несостоявшихся выходов приведены на следующих кадрах из подборки (стена справа на кадре 1 и стены слева на кадрах 2 и 3):
(кадр из видео августа 2017-го с YouTube-канала «Galina Soboleva»)
(кадр из видео от 11.10.2017 с YouTube-канала «VideoFromMoscow»)
(кадр из видео 24.01.2012 с YouTube-канала «GWGRussian»)
Бабушкинская
Ещё один случай недостроенного выхода есть на южном вестибюли станции метро «Бабушкинская» Калужско-Рижской линии. Здесь нет перехода под Енисейской улицей на её чётную сторону. Схем у меня нет, а вот фото покажу:
(кадр из видео от 25.01.2019 с YouTube-канала «VideoFromMoscow»)
Продолжение следует?
Спасибо тем, кто следил за этим циклом статей в моём блоге и положительно оценил мою работу. Думаю, что в этот раз это точно заключительный пост по этой теме. Но, возможно, я всё же что-то упустил и читатели предоставят мне новую информацию про другие станции метро, которые я обошёл вниманием. К сожалению, всё знать и помнить невозможно, но я постарался собрать всё, что было доступно по теме недостроенных выходов по максимуму. Спасибо за внимание и до новых встреч в постах на другие темы!