Как может пройти 4-й путь МЦК

Sep 14, 2020 05:49


Решил написать ещё один пост-размышление на тему того, как могут что-то построить, не имея полной картины и официальных данных. Поэтому сегодня снова теоретические выкладки, на сей раз про будущий 4-й путь Московского Центрального Кольца (далее - МЦК), который предлагается построить здесь для транзитных поездов, которые примет будущий вокзал в Черкизово.



Как известно, 3-й путь на МЦК существует с 2016 года на части кольца между грузовыми станциями Пресня и Угрешская. На юг от Пресни к Белорусскому направлению проходит соединительная ветвь №26, так что можно сказать, на западе 3-й путь доходит до пересечения с этим радиальным направлением. А на юго-востоке служебный путь станции Угрешская доходит до опор эстакады Третьего Транспортного Кольца (далее - ТТК), пересекающего трассу МЦК в районе Дубровки. Южная часть МЦК от Шелепихи до Дубровки двухпутная, там нет возможности построить дополнительные пути без серьёзных затрат из-за ТТК, частично занявшего зону железной дороги и зажавшего её между своих развязок и эстакад. Кроме того, в районе Кутузовской будут проложены пути четвёртого Московского Центрального Диаметра, что ставит крест на расширении МЦК в этом месте каким-либо дешёвым наземным способом.



01. Презентация Координационного совета по развитию транспортной системы г. Москвы и Московской области.

В начале 2020 года сайт АНО «Дирекции Московского транспортного узла» выложил презентацию Координационного совета по развитию транспортной системы г. Москвы и Московской области, где был представлен показанный выше слайд, где впервые фигурируют планы по строительству 4-го пути МЦК. По этой схеме выходит, что новые пути пройдут от пересечения с Белорусским направлением вдоль западной, северной и восточной части МЦК до станции Дубровка или даже до Автозаводской (думаю, второе маловероятно). Давайте посмотрим, где можно проложить 4-й путь, а какие места вызовут проблемы.



02. Проект развязки Северного дублёра Кутузовского проспекта с Третьим Транспортным Кольцом. 2019 (?) год.



03. Проект платформы Камушки. Вариант 4б. Южный выход. Сергей Прохоров (RAF ART). 2018 год.



04. Проект платформы Камушки. Вариант 4б. Южный выход. Сергей Прохоров (RAF ART). 2018 год.



05. Примыкание ветви №26 МЦК к Белорусскому направлению. Кадр из видео Анатолия Волкова. 2020 год.

Сейчас над путями Белорусского направления строится разворотная эстакада Северного дублёра Кутузовского проспекта. Её можно увидеть на чертежах, а также на рендерах станции Камушки четвёртого Московского Центрального Диаметра. На втором рендере справа видна ветвь №26, соединяющая МЦК с Белорусским направлением. Она может стать 3-м путём, а 4-й пройдёт рядом. Но для стыковки с нужными путями Белорусского направления потребуется либо ещё более высокая эстакада, чем разворотная, во что лично я не верю, либо примыкание с помощью тоннелей, а места здесь для них достаточно. На кадре выше вы можете видеть место примыкания и котлован со сваями для строящейся разворотной эстакады.



06. Путепровод ветви №26 МЦК через Шмитовский проезд (слева). Кадр из видео Анатолия Волкова. 2020 год.



07. Примыкание ветви №26 к МЦК у Пресни, станция Шелепиха. Кадр из видео Анатолия Волкова. 2020 год.

Будем двигаться по ветви №26 на север и на кадре выше в левом верхнем углу вы можете видеть двухпутный путепровод через Шмитовский проезд. Здесь нет никаких проблем для будущего 4-го пути. Далее при движении на север практически нигде нет проблем расширения, поэтому я буду комментировать только особенные места. На западе МЦК единственный спорный момент - это станция Хорошёво. Планировалось построить её с двумя вестибюлями по обе стороны Хорошёвского шоссе, переходящего в проспект маршала Жукова. Но потом северный вестибюля отменили, решив, что достаточно наземного перехода через дорогу, к которому также добавили надземный переход. Этим «надземником» почти никто не пользуется, а построен он здесь якобы из-за того, что наземный переход будет в будущем ликвидирован при расширении шоссе и строительстве развязки с перспективной дорогой вдоль МЦК от 3-й Магистральной улицы до Северо-восточной хорды. Неизвестно, живы ли эти планы, но переход здесь может помешать прокладке 4-го пути. Впрочем, от пролёта путепровода для 3-го пути до «надземника» может хватить места для пролёта под 4-й путь, но строить его придётся над единственным входом на станцию Хорошёво, что может свидетельствовать о её закрытии на время.



08. Проект станции МЦК Хорошёво. Вариант 1. 2015 (?) год.



09. Проект станции МЦК Хорошёво. Вариант 1. 2015 (?) год.



10. Проект станции МЦК Хорошёво. Вариант 2. 2016 (?) год.



11. Путепровод МЦК и надземный пешеходный переход через Хорошёвское шоссе. Яндекс-Панорамы. 2020 год.



12. Путепровод МЦК и надземный пешеходный переход через Хорошёвское шоссе. Яндекс-Панорамы. 2020 год.

Далее до пересечения с Рижским направлением никаких проблем нет, а 4-й путь уже кое-где присутствует в качестве подъездных путей на Курчатовский институт и ТЭЦ-16. В районе пересечения МЦК с Проектируемым проездом №1316 есть старый путепровод, по которому сейчас проходят три пути, а вот можно ли там положить четвёртый, надо будет посмотреть при случае. Но ничего не мешает построить там отдельный пролёт при необходимости.



13. Проект реконструкции платформы Стрешнево (Ленинградская). Вариант 2. 2018 (?) год.

На пересечении с Рижским направлением для 4-го пути придётся построить ещё один пролёт путепровода, причём эти работы могут быть форсированы, так как здесь существует проблема: пролёты путепровода для 1-го и 2-го пути, по которым осуществляется сейчас регулярное пассажирское движение МЦК, не могут пропустить будущие 3-й и 4-й путь Рижского направления, которые требуются для снижения интервалов на втором Московском Центральном Диаметре. Поэтому путепровод потребуется перестроить, для чего движение должно быть перенесено с демонтируемых узких пролётов. Конечно, здесь можно обойтись и переносом на 3-й путь МЦК, но это помешает грузовым и транзитным поездам и приведёт к увеличению интервалов на МЦК и сбоям.



14. Путепровод МЦК через Ленинградское направление. Кадр из видео Михаила Рыбина. 2020 год.



15. Подготовка к переносу путей МЦК, демонтируемая эстакада с заделом. Кадр из видео Михаила Рыбина. 2020.



16. Путепровод МЦК через Дмитровское шоссе. Кадр из видео Михаила Рыбина. 2020 год.

Движемся по МЦК на восток и снова никаких проблем для 4-го пути нет до пересечения с Ленинградским направлением и Северо-восточной хордой. Здесь уже есть путепровод на 4 пути, а вот дальше начинается участок до Дмитровского шоссе, где сейчас идут работы по переносу путей МЦК из-за строящейся эстакады хорды. Дело в том, что при подготовке инфраструктуры к пассажирскому движению по МЦК будущую автотрассу не учли, так как или не было проекта, или он был позже изменён. Здесь в 2016 году для 3-го пути была построена эстакада, которая теперь мешает строить хорду. На эстакаде был сооружён задел под будущую соединительную ветвь на Ленинградское направление, но теперь всё это будет снесено, а для МЦК уже подготовлен новый путь южнее от действующих. Полагаю, ещё один здесь можно будет уложить тоже с внутренней стороны кольца, так как с севера помешает новая эстакада Северо-восточной хорды. К тому же, в устоях путепровода МЦК через Дмитровское шоссе есть именно с юга задел под ещё один пролёт.



17. Платформы Окружная МЦК и Савёловского направления. Кадр из видео Михаила Рыбина. 2020 год.



18. Проект пересадочного узла Окружная. Вид на восток. Архитектурное бюро Тимура Башкаева. 2019 год.

Со станцией МЦК Окружная могут поступить по-разному. Здесь можно либо проложить новый путь с внешней стороны (с севера), тогда придётся снести выход на Сигнальный проезд, трасса которого пройдёт под эстакадой хорды. Окружная лишится этого выхода, что может быть компенсировано новым общим выходом с одноимённой платформой Савёловского направления, что сейчас строится для первого Московского Центрального Диаметра. И такой выход есть в планах. Второй вариант - проложить новый путь внутри МЦК (с юга), это приведёт к перестройке южной платформы в островную, а также к сносу имеющегося южного выхода на Станционную улицу. Последнее тоже компенсируется строящимся общим южным выходом станций МЦК, метро и платформы Савёловского направления. Второй вариант может быт лучше из-за того, что платформы будут на всех путях МЦК, что позволит на этом узле осуществлять высадку пассажиров транзитных поездов с Белорусского, Рижского и Ленинградского направлений.



19. Мост МЦК через реку Лихоборка. Кадр из видео Михаила Рыбина. 2020 год.



20. Путепровод МЦК через Сельскохозяйственную улицу. Кадр из видео Михаила Рыбина. 2020 год.



21. Путепровод МЦК через Проектируемый проезд №6049. Кадр из видео Михаила Рыбина. 2020 год.

На восток от Окружной множество путей уже уложено в границах станции Владыкино, так что никаких проблем для 4-го пути здесь нет. Как и дальше, где всего лишь требуется построить однопутный пролёты на мостах через реки Яузу и реку Лихоборку и путепроводах через улицы Вильгельма Пика и Сельскохозяйственная. То же самое и на путепроводе через Проектируемый проезд №6049. Кроме того, придётся внести коррективы в северный выход   нового вестибюля станции МЦК Ботанический сад, проектируемого сейчас. Вероятно, именно это является одной из причин задержки его строительства.



22. Путепровод МЦК через Ярославское направление. Кадр из видео Михаила Рыбина. 2020 год.

Путепровод МЦК через проспект Мира уже 4-путный, но следующий за ним через Ярославское направление хоть и построен с учётом пропуска 6-ти путей под ним, но никак не подготовлен для 4-го пути МЦК. И в здании северного выхода станции МЦК Ростокино тоже никаких заделов на этот счёт нет. Это значит, что здесь придётся строить, закрывая удобную и востребованную пересадку на самое загруженное радиальное направление железной дороги. Так можно сделать только построив второй (западный) вестибюль для МЦК.



23. Путепровод Лосиноостровской улицы через МЦК. Кадр из видео Михаила Рыбина. 2020 год.



24. Надземный пешеходный переход через пути МЦК к Пермской улице. Кадр из видео Sergey K. 2019 год.



25. Съезд Северо-восточной хорды на 5-й проезд Подбельского. Кадр из видео Sergey K. 2018 год.

Следующее интересное место это путепровод Лосиноостровской улицы над МЦК. Он сейчас пропускает под собой три пути, но виден задел для 4-го в виде отдельной опоры. Данный путепровод будет перестроен (удлинён) для прохождения над трассой Северо-восточной хорды. В рамках этих работ в нём может быть раскрыт проём или сделан задел для нового пути МЦК. Ещё одно узкое место это построенный недавно пешеходный переход через МЦК между 3-м проездом Подбельского и Пермской улицей. Может, достаточно сдвинуть пути здесь, обойдясь без сноса гаражей внутри кольца. Такая же ситуация и со съездом с Северо-восточной хорды на 5-й проезд Подбельского: если выйдет уплотнить пути, то все 4 пути МЦК влезут и тут.



26. Северо-восточная хорда в районе станции МЦК Бульвар Рокоссовского. Фото - Sargo. 2019 год.

Очередная проблема поджидает строителей у пересечения с Открытым шоссе рядом со станцией МЦК Бульвар Рокоссовского. Здесь нет другого варианта, как переделать северную платформу из островной в береговую. Только убрав часть платформы, получится впихнуть между её надземным вестибюлем и опорами путепровода Северо-восточной хорды два пути: существующий 3-й и будущий 4-й. Если не влезут, придётся сносить гаражи с внутренней стороны кольца, на месте которых пропускать один из путей, а южную платформу перестраивать в островную. Всё же надеюсь на первый вариант.



27. Путепровод Казанского направления через МЦК. Фото - Дмитрий Чистопрудов. 2018 год.

Далее на юг снова «лёгкий» участок в плане расширения. Путепроводы через реку Серебрянку и съезд с Северо-восточной хорды на Окружной проезд, над Ткацкой улицей и над Щербаковской должны обзавестись пролётами для 4-го пути. Последние два наверняка будут такой же арочной конструкции.



28. Путепровод Казанского направления через МЦК. Фото - SDgszdfgdf (сайт wikimapia.org). 2016 год.



29. Перегон Андроновка - Шоссе Энтузиастов (внешняя сторона). Кадр из видео Pavel230996. 2018 год.



30. Перегон Андроновка - Шоссе Энтузиастов (внешняя сторона). Кадр из видео Pavel230996. 2018 год.

Возможны трудности с участком между Шоссе Энтузиастов - Андроновка. Он «накрыт» сверху эстакадой Северо-восточной хорды, и 4-й путь придётся как-то вписывать между её опор. Это на первый взгляд. А если изучить местность, окажется, что путепровод Казанского направления над МЦК у Андроновки уже пропускает 4 пути, а может и 6. Сейчас под ним проходят 3 пути МЦК и 11-я соединительная ветвь с Казанским направлением. Она огибает опоры эстакады и уходит на внешнюю сторону. Также, согласно Викимапии, дальше рядом с 3-м путём МЦК когда-то шёл тупиковый путь вдоль забора ТЭЦ-11, точнее приёмно-сливного участка этого предприятия. Сейчас путь разобран, но на его месте всё еще можно встретить напоминающий о нём артефакты. Этот путь примыкал к действующему «кусту», ведущему на упоминаемую выше промзону, на которую до сих пор ведут два пути, которые идут снаружи МЦК. Чуть дальше примыкает соединительная ветвь №10 с Горьковским направлением и ветви на соседнюю промзону, в частности к ПАО «Завод ЖБИ №21», завод «Стройконструкция-5» и складскую базу «Перово» Главснаба Правительства Москвы. То есть, проложить 4-й путь здесь можно частично по местам уже существующих служебных путей, а частично соединив их немного через территорию ТЭЦ-11. Примерную схему привожу дальше:



31. Фрагмент проекта участка Северо-восточной хорды между шоссе Энтузизастов и Измайловским. 2007 (?) год.



32. Эстакада Северо-восточной хорды над МЦК в районе Андроновки. Фото - Дмитрий Чистопрудов. 2018 год.

Далее на юг начинается самый проблемный участок на востоке МЦК. Рядом со станцией МЦК Нижегородская, где недавно была открыта перенесённая и переименованная платформа Карачарово, а потом появился общий вестибюль  МЦК и станций метро Некрасовской и Большой Кольцевой линий, а теперь ещё и строится Юго-восточная хорда, уже практически нет места для других объектов. Конечно, наверняка можно изловчиться с эстакадой для 4-го пути, но ничего здесь не строилось с учётом расширения МЦК, поэтому получится ли банально забить сваи в нужных местах - не понятно. Так ещё и ко всему прочему строится заезд с Рязанского проспекта на Юго-восточную хорду, и он будет примыкать с заделу на разворотной эстакаде. Боюсь, как бы опять не спроектировали без учёта 4-го пути МЦК, тогда здесь расширение снаружи не получится. Придётся строить ещё один путь внутри кольца, а с ним и новую платформу (береговую) для регулярного движения по часовой  стрелке. А это снос только что построенного торгового центра, симметричного вестибюлю. Как будто бы именно для этого здесь сюда приходит тупиковый путь МЦК с внутренней стороны кольца от Андроновки, оканчивающийся на эстакаде.



33. Фрагмент проекта Юго-восточной хорды в районе станций МЦК и метро Нижегородская. 2016 год.



34. Станция МЦК Нижегородская, общий вестибюль с метро (слева). Кадр из видео Михаила Рыбина. 2020 год.



35. Тупик на эстакаде с внутренней стороны МЦК. Кадр из видео Михаила Рыбина. 2020 год.

Южнее Нижегородской находится путепровод через одноимённую улицу, что соединяется здесь с Рязанским проспектом. На нём нужно установить пролёт для 4-го пути с внешней, либо внутренней стороны кольца. То же самое ждёт и путепровод МЦК через Курское направление около Новохохловской. Далее вплоть до Дубровки нет проблем никаких нет, а штрих до Автозаводской на схеме я считаю ошибкой.



36. Путепровод МЦК через Курское направление (слева вверху). Кадр из видео Михаила Рыбина. 2020 год.

На этом мои выкладки и обзор мест будущего 4-го пути МЦК я закончу. Будем ждать появления новой информации по теме. Спасибо за просмотр!

Ботанический сад, МЦК, перспектива, Московское Центральное Кольцо, Бульвар Рокоссовского, Нижегородская, Окружная

Previous post Next post
Up