Некрасовский рынок

Feb 22, 2017 23:07




Давно обещанное,
из комментариев про «цветы-Гвоздички» - в давний цветочный магазин, оттуда - на Некрасовский рынок - а там - к расписным игрушкам.
Обещанное - фотографии расписных грибочков и матрешек, а взяла в руки - и столько всего.)



Дорога от Гвоздичек привела к старому рынку.

Некрасовский рынок - так называют его мои родители, вагоновожатый так тогда объявлял трамвайную остановку, а старожилы города, как Иркина бабушка, - всегда как Мальцевский рынок.

Ася Павловна родилась так давно, что тогда по малости, мы думали, что она была всегда, как и Город.
Ученица Тенишевского училища. Обладательница очаровательной шляпки с вуалью, смешного ридикюля, большой куклы в кружевах и с пупсовым круглым лицом, узкой кушетки с неизменной покрышкой зелёного старинного бархатного цвета, мягкого певучего голоса, красивой задорной улыбки и диковинных сережек - раскачивались и улыбались в такт словам и смеху.
Ирке всегда доставались обеды из разных блюд и обязательно в комнате, за столом, а не на темной узкой кухне с окном, выходящим на черную лестницу, а нам, когда собирались играть все вместе, прежде обязательное чаепитие из фарфоровых чашек, сияние глаз, покачивание головой - Девочки-девочки, ну что вы - любка надька ирка, как можно! И всегда неизменное Ирочка, Любочка и Надюша.
И еще - Девочки, пожалуйста, потише.
А девочки - "дым коромыслом" - визг - шумные игры - кидание через огромный платяной шкаф подушками и мягкими огромными зверями, прятки в длинной вытянутой, как коридор, квартире, иногда важное Иркино музицирование и в перерывах раскрасневшееся встревоженно-всклокоченное - Ох, Бабушка же отдыхает.

Мальцевский - таким было первоначальное название рынка, по фамилии купца Мальцева, кто выкупил в начале 20 века участок земли и начал его строительство.
Некрасовским он стал называться в советское время, по названию переименованной улицы, адресу - ул. Некрасова 52 (бывшая Бассейная - "Вот какой рассеянный с улицы Бассейной" - она)

А мы жили тогда на Басковом.
Басков переулок, квадратный двор, наш подъезд почти в углу и справа, а окна первого этажа так низко, что упираются в небольшой газон с сиреневыми кустами. Огромная большая комната - для всегда четырехметровой елки, шумных веселых гостей на все праздники, узорного пианино. Другая комната - маленькая темная узкая . Там в углу у окна стоял круглый стол с большой длинной скатертью с кисточками .Под столом был чудесный кукольный дом для мишек, котенка, и разных важных секретов, там был узел с разноцветными лоскутами, кубики, коробки, деревянный сундучок, и можно было все время что-то придумывать, делать.
Еще был широкий коридор и большой трехколесный велосипед. Комната старшей сестры - отдельная, как кабинет, она давно уже ходит в школу - у нее есть письменный стол, книжный шкаф,а на нем красивый и тяжелый расписной грибок-копилка, еще есть противная скрипка, она большая и она занимается.

За картошкой, капустой "на зиму", разными другими овощами родители ходили на Некрасовский рынок. Басков переулок упирался ровно в боковой вход рынка.
Шумный, тесный от количества прилавков и людей, толкучка, всегда народ народ народ.

Из времени, что будет позже, когда мы переехали и уже школа, я ездила туда на трамвае, для всех школьных сборов-букетов-цветов и праздников.
Очень хорошо помню там цветочный ряд, точнее круг, как арена в цирке. Нигде больше потом такого расположения не видела или не помню. Цветочный круг - расположение прилавков по кругу- располагался ровно по центру рынка.Большие емкости для цветов стояли на прилавке очень плотно друг другу, а за ними, "вторым" рядом стояли продавцы.
И кружила по этому цветочному и цветущему кругу долго-долго, пересчитывая в сотый раз всю мелочь и рубли из конверта, спрашивая про мимозу, тюльпаны, чудесные розы - еще и еще выбирая цветы.

А тогда, совсем маленькой,когда за "картошкой" - ярко помню прилавки-ряды расписных деревянных игрушек - яркие блестящие желто-красные матрешки улыбаются и разбегаются по росту от мала до велика, грибки копилки повыше и потолще в цветочных узорах, свистульки-птички, шкатулки . Как же хотелось всё - рассмотреть, потрогать, посвистеть, быть! Они смотрели и переливались лаковым блеском, подмигивали и расцветали новыми узорами и диковинными ярчайшими красками, казалось, что их бесконечно много, и ничего другое я тогда не видела и не смотрела вокруг.

И как узнала "сейчас", - из комментария Ирины jumeau_2009 к "гвоздичкам", что это были прилавки "игрушечников" из Полховского Майдана (село под Н.Новгородом). -
«Подлинно народное искусство, матрешек расписывали женщины, бабушки и дети, мужчины точили. На первый взгляд, что-то грубо базарное, наивное, пестрое, крашенное свирепым анилином, а на самом деле подлинно художественное, народное.
Почти все Полховские матрешки плохо открываются-закрываются, и стенки у них толще, чем у Кировской и Семеновской матрешки, а все потому, что это было частное деревенское производство. В Кирове и Семенове были организованы гос.фабрики, которые работали соблюдая "Госты", существовала приемка, маркировка и т.д. А свободолюбивый Полхов Майдан(село под Н.Новгородом) работал на себя, в каждом доме точили и красили, а потом разъезжались по рынкам СССР.
В Ленинграде это был только Мальцевский рынок.»




Большой грибок -копилка , с той самой книжной полки, сестрицын.
Алые, будто танцующие, маки, хороводом ромашки и мимоза -







А фиолетово-«синий» и с бирюзой) - мой


Помню как выбирала) и что хотелось именно синий) и что папа приподнял на руках)

А с матрешками были почтислезы) - хотелось и просила и купили в подарок, когда уже большая) - запомнилось как на 8-марта от папы, наверное лет в 7-8.
Держу-кручу в руках ,а она не открывается и даже не поддается. Скрипит, сопит и ни с места. Когда папа с трудом открыл, оказалось что их только три - а не весь бесконечный ряд, как на рынке.) И что все три разные. Лицом разные и смурные ) - там казалось что это убывание во всем точно-точно.


Со скрипом собрали обратно, и поставила на полку.

Деревянных яиц было несколько. Хранились они всегда под столом в деревянном сундучке - с любимой куклой и лоскутами, вероятно, они были там всегда - как сказка. Их здорово было катать, крутить, рассматривать перебегающие яркие узоры.







Шкатулку с бусами сестра оставила на лето на окне. И к концу августа, когда вернулись от бабушки домой, в город, увидели, что все яркие цветы, что на ней - поблекли-побелели.
Тайно решила вернуть былое и порадовать сестру - старательные яркие краски, а для надежности снова лаком)




Грибок-копилка, и сейчас по -назначению, для хранения разных диковинных монет - старинных и не очень)




Асю Павловну я встретила потом-потом, однажды, на Моховой.
Она шла навстречу - маленькая, тоненькая, хрупкая.
Взгляд вниз - столько всего и всех - осторожно.
Остановилась, поздоровалась.
Она подняла голову, глаза встретились, здоровается, задорно улыбается и называет меня по имени.
- Ася Павловна, как же это возможно? столько времени прошло - я же выросла большая и другая!? ))))
Рассмеялась, и взгляд такой остро-живой - Ну как же! я всех помню!
Такая же удивительная, в маленькой круглой черной шляпке, хлопковом темно-синем пальто и с неизменным смешным ридикюлем.

фамилия, дом, дворы, из сундука, фото, чужие люди, домоводство, Питер

Previous post Next post
Up