Про все октябрьские музеи-выставки разом,
что-то из записок на билетах - потом смотрю-читаю больше,
что-то пересматривала из летнего вновь,
а что-то наоборот - "бежала и шла", а оказывается теперь мимо.
В Мраморном дворце - "Квартира №5" Петроградский авангард .
Название выставки по названию конкретного адреса-квартиры на Университетской набережной при Академии художеств, где собирались художники, поэты, музыканты, писатели.
Лев Бруни, Петр Митурич, Святослав Нагубников, Петр Львов, Николай Тырса, Владимир Лебедев, Пунин, Велимир Хлебников, Владимир Татлин, Натан Альтман.
То что когда-то было засмотрено в альбомах "до дыр" - теперь не трогало совершенно.
Ни вызывало никаких эмоций, поисков, шагов.
Просто проходила практически мимо.
И с интересом рассматривала мгновенные зарисовки, наброски - тушью, углем, карандашом.
У Львова Летний сад после наводнения - упавшее дерево, разбросанные ветки; тревожный Исаакиевский собор; осенние этюды у Митурича - искренние, простые, ветряные.
Уральские "Ели" у Бруни, Купреяновские "Табачные поля" и "Хвойные деревья".
Отдельный маленький зал наброски Н.Тырса.
В этом мгновенном и быстром не было никакой мятежности, отрицания, споров.
Простое и обыденное, то что как "вид из окна", из того что любишь-смотришь-видишь каждый день, и что в этих мгновениях есть потом и сейчас.
Общее к самой выставке - ужасно темно; и непонятно отчего такое решение - все окна наглухо закрыты экспозицией,- в проемах окон стоят планшеты-щиты с работами.
Получилось замкнутое, тяжелое пространство, и "Авангард" местами усугублял.)
Так же по впечатлениям от выставки в Русском музее "Василий Кандинский".
Выставка шикарная, да.
Но смотрела - рассматривала самый первый зал, про истоки, - деревянные игрушки - лошадки и каталки, расписные прялки, вышивку на полотенцах и рушниках, расписные сундуки и сани.
А в инопланетные цветные пятна и композиции прыгать теперь совсем не хотелось.
И еще раз пошла смотреть "Круг Петрова-Водкина"
Самым притягательным и новым там был Леонид Чупятов. Его "Красильщик".
Как с разных ракурсов так по разному читается цвет, свет, форма.
Как совершенно разное видишь под разным углом и наклоном.
И как возможна динамика до слышимости звука, и глухая статика тишины одновременно.
Завораживает)
Можно было дооолго смотреть) - и по периметру зала, и точно напротив, и под углом 45, и приближать-отдалять -
В Михайловском замке идет выставка "А.П. Остроумова-Лебедева - художник и коллекционер".
Будет еще следующую неделю.
Хотелось бы еще вновь.
Из того, что совсем вновь и у нее не видела/не знала - ботанические зарисовки - полевые цветы и травы.
Альбомные листы с клевером, мятликом, луговыми травами. Отдельная небольшая витрина - маленький альбом для зарисовок и несколько листов из него.
При всей скурпулезной точности и каллиграфичности растения, акварельный рисунок живой, очень нежный и естественный.
Будто только что сорвали эту травину и крутят у носа - для аромата поля, летней беспечности, неспешной дороги и милого собеседника.
Удивилась лыжницам в Летнем саду. 1948 год. Зачехленные в серые ящики статуи. Снежная и белая зима. Покой деревьев.
И мир. Мир от работы, спокойствие, и просто зима.
Много выдержек из ее дневников и автобиографических записок.
Из обычного и будничного, то как смотрит вдаль.
В тот же день нашла книгу. Её автобиографические записки, собранные в три тома, из ежедневных записей-дневников.
Застряла на втором томе.)
А в первом было необычно ходить теми же улицами сто лет назад. С Баскова переулка, через Литейную часть, на Пантелеймоновскую,по особому переходить мост и смотреть на Фонтанку, гулять в Летнем. Ходить на занятия в рисовальные классы художественно-ремесленного училища.
Будто взгляд с одной точки на сто лет назад.