Больная тема - решение Министерства образования и науки инновационно модернизировать курс русского языка и литературы в средней школе согласно новым образовательным стандартам.
Вот, например, фрагмент произведения, обязательного для базового уровня изучения: "Пятипалое мое осязание обретало вожделенный мир, сомкнутый меж этих ошеломительных прикасаемостей; запястье ни с того ни с сего ползло, а пальцы продирались сквозь то разжимавшиеся, то смыкавшиеся бедра и утыкались, словно щенки, во влажную - обширную после стиснутости бедер - путаницу достигнутых зарослей. И подруга моя от прикосновения вздрагивала, дергалась как-то и говорила: "Не надо, а то у меня голова заболит и будет сильно и долго болеть!" и сама стискивала длинными своими изукрашенными пальцами то, что хотела". Асар Эппель, "Травянистая улица". Далее - везде, включая явно непечатную лексику и сцены сексуального насилия над малолетними. Вы скажете: "18+!" Но это - школьный образовательный стандарт, базовый уровень, утвержденный Министерством.
[Spoiler (click to open)] И это не самый "горячий" фрагмент из Асара Эппеля, обязательного для изучения в школе. Поставили в базовый уровень и "Generation П" Пелевина - про похождения симпатичного наркомана, и "Казус Кукоцкого" Улицкой - про аборт как обыденность. Теперь по таким произведениям наши дети будут писать сочинения, знание таких текстов будут проверять учителя и спрашивать, что хотел лирический герой?..
Впрочем, литература эта неплохая. Но сюда ли? Тогда уж верстайте в школьный базовый список "Жизнь с идиотом" Виктора Ерофеева. Переводы - на десятки языков. По "Жизни с идиотом" Шнитке оперу написал, Покровский поставил, а Ростропович дирижировал. Какие противопоказания?
Новые федеральные стандарты изучения русского языка и литературы утверждены приказом министра Ливанова, а разжеваны они в методических указаниях Российской академии образования, которая финансируется правительством РФ. Скандал вышел огромный. Свою позицию на Всероссийском родительском съезде озвучил и президент России, который появился там для всех абсолютно неожиданно.
Горячих тем на Съезде было много. По результатам работы создано "Всероссийское родительское сопротивление".
Оживленная дискуссия - еще до начала съезда. О наделавшей шуму ювенальной юстиции, когда за шлепок в воспитательных целях ребенка могут забрать из семьи.
"Когда у детей отнимают самое главное право - право на родителей, о каких правах может идти речь?" - говорит детский психолог, представитель детского фонда Ирина Медведева.
Речь - о законопроекте "О социальном патронате", о контроле за семьями силами органов опеки. Вот только формулировки, считают родители, слишком размытые.
"Если ребенок играет гаммы и соседку это раздражает, то она имеет полное основание заявить, что ребенка мучают уроками музыки. И за это могут ребенка изъять, если донос будет грамотным" - пояснила руководитель "Родительского всероссийского сопротивления" Мария Мамиконян.
"Создана идиотская норма, в соответствии с которой, чем больше изъяли детей, тем больше будет денег. Представляете, что начнут делать?!" - возмущен историк, политолог, лидер движения "Суть времени" Сергей Кургинян.
Уже готовятся. В регионах социальные службы дают объявления в газеты - срочно расширяют штат.
"Оклад тем, кто будет ходить по семьям, говорить, что ребенка нельзя обижать, - 30-50 тысяч", - сказала сопредседатель Анапского родительского комитета Любовь Яцухно.
Родители собрали в регионах больше 140 тысяч подписей против такого закона. Гору папок с бумагами собрались передать главе президентской администрации Сергею Иванову - он вышел к трибуне зачитывать официальное приветствие. Но тут в зале появился президент.
Владимир Путин согласен: с введением жестких мер спешить нельзя. Тем более нельзя слепо копировать зарубежный опыт.
"Некоторые случаи вмешательства в жизнь семьи носят просто абсурдный и издевательский характер. Непродуманное внедрение таких механизмов нарушения суверенитета семьи может спровоцировать недоверие и разлад между родителями и детьми, а также прямую коррупцию, паразитирование некоторых недобросовестных чиновников на этих проблемах. Безусловно, мы должны прислушиваться к вашему мнению. Именно так и будет, хочу вам в этом заверить", - заявил президент.
Ювенальная машина в действии - это Скандинавия. Только в одной Финляндии за четыре года по разным причинам у родителей отобрали 20 тысяч детей.
"У нас практически все детские дома - это частные фирмы, частные компании, акционерные общества, для которых дети - это прибыль, деньги. Поэтому они изымают очень много детей. Они их высылают по этим частным учреждениям, которые имеют право много денег получить от государства", - отметил правозащитник, публицист Йохан Бекман.
Как это уже происходит в России? Четыре года семья Агеевых пытается вернуть своих приемных детей. В августе 2009 года Глеба Агеева привезли в больницу с синяками и ожогом кипятком. Опека устроила страшный скандал. Глеба и его младшую сестру у родителей отобрали. Позже суд признал, что это все-таки был несчастный случай. И теперь изо дня в день родители ездят в приют и обивают пороги судов, но детей им не отдают.
"Они каждый раз ждут, что пойдут домой. Они помнят абсолютно все. Дети говорят: "Папа, принеси мне чашечку мою, а не государственную. Нет, пусть лучше ждет меня дома", - рассказал отец Глеба Антон Агеев.
"Все опять сводится к конкретному чиновнику муниципальной службы опеки того самого низкого чиновничьего уровня, невысокого образования и, возможно, даже не очень широкого кругозора. Принимают решение фактически о прекращении существования семьи, потому что изъят ребенок из семьи. Это рана, которая не заживает никогда, потому что шанса у такой семьи практически нет", - уверен уполномоченный при президенте по правам ребенка Павел Астахов.
"Конечно, Церковь не против того, если ребенка забирают из семьи, где, например, отец педофил или еще что-нибудь ужасное происходит. Я сам посылал наших людей в суды, когда рассматриваются такие проблемы. Но ведь должно быть четко сформулировано, почему ребенка забирают из семьи. Нельзя забирать из семьи из-за материального неблагополучия. Надо помогать такой семье", - считает председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон.
На родительском съезде говорили не только о воспитании, но и об образовании - о новых стандартах, которые не понимают ни родители, не президент.
"Когда из обязательной школьной программы исчезают Куприн, Лесков, Алексей Толстой, исчезает "Медный всадник" Пушкина, "Дама с собачкой" Чехова, "Человек в футляре" Чехова, исключаются стихи Ахмадуллиной, Высоцкого, Окуджавы, сразу возникает вопрос: что взамен? Полагаю, что составителем новой программы по литературе стоит прислушаться к критике, тем более что замечания высказываются резонные", - заявил Путин.
Все замечания делегаты собрали в один документ. Туда же добавят поправки из регионов и отправят в правительство. Следующий шаг, который уже наметило "Всероссийское родительское сопротивление", - стать за полгода партией, включиться в законодательный процесс и изнутри противодействовать ювенальным технологиям. А также отстоять шедевры классики в школьной литературной программе.