Председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин опубликовал в «Российской газете» статью «Россия: движение к праву или хаосу?»
Автор считает: мир вошёл в фазу глубочайших изменений. Под сомнения сейчас взяты буквально все скрепы миропорядка - от основ международного права до института семьи.
В Уставе ООН, например, сказано однозначно: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех её Членов».
Но это равенство (пусть формальное) «ползуче» переходит к системе, похожей на оруэлловский «Скотный двор». Часть государств захватила право быть «гораздо более равными».
Эти «более равные» могут вторгнуться в суверенную Ливию якобы для освобождения её от диктаторского режима Каддафи. И ради своих целей, уничтожив ливийскую государственность, ввергнуть страну в нескончаемую межплеменную войну.
Сейчас неправовое вмешательство повторяют в Сирии.
А сенатор из США Маккейн грозит: потом - в России.
Вожди российской маргинальной оппозиции тоже считают, что имеют право выходить за рамки закона.
Самозванно объявив себя «креативным классом», они заявляют, что новая Госдума нелегитимна, ибо выборы прошли со многими нарушениями. Нелегитимными они считают уже и следующего президента, и судебную власть.
Но если в государстве все три ветви власти «нелегитимны», его следует признать несуверенным. И как же тогда создавать новую государственность? Звать «варягов» из ООН и НАТО?
Зорькин считает, что много вреда принесла России «далеко не бесспорная постсоветская приватизация, а также последующие, очень часто неправовые, процессы передела и перераспределения собственности, - одна из ключевых болевых точек российской социально-экономической и политической системы».
Именно это - одно из главных препятствий развития страны.
Председатель Конституционного суда РФ признаёт, что грубые правовые нарушения создали «весьма массовую - "антиправовую нормативность" коррупции и кумовства, которая вот уже два десятилетия разъедает российский социальный и государственный организм».
Именно «антиправовая нормативность» как раз и порождает у многих «успешных» граждан ощущение «более равных».
Кто считает, что ему закон не писан. И кто сам определяет, что легитимно, что нет. Кто требует ликвидировать высшие органы всех ветвей власти, создать «временное правительство» и созвать «учредительное собрание» для нового государства.
Тут полезно бы вспомнить, что вызвали подобные действия в России в феврале 1917 года. Неужели опять хочется великих потрясений?
Признавая, что в России за 20 лет после распада СССР скопилось много больных проблем, Зорькин ставит вопрос: «Что делать?» И даёт ответы конструктивные и реалистичные.
«Прежде всего, необходимо осознать кризисную опасность мировой и внутрироссийской ситуации», - уверен он.
Опасность, вызванную антиправовыми действиями людей и государств, возомнивших себя «более равными».
Осознать опасность должны и власть, и все, кто считает себя ответственным за Россию, за будущее наших детей и внуков.
Далее, считает Зорькин, нужно сделать важнейший вывод:
«И качество институтов государства, и качество общественных отношений в нашем Отечестве нужно быстро и решительно, но одновременно продуманно и осторожно, следуя древнему принципу "не навреди", менять».
Вопрос о том, что и как именно менять, должен стать главным в широком обсуждении между властью и обществом.
Но только обязательно всем обществом, а не лишь теми, кто записал себя «более равным» и членом «креативного класса».
Способы таких обсуждений в кризисных положениях известны. Например, через «общественные комитеты». Через партии и массовые общественные организации. Через СМИ.
Только так, убеждён Зорькин, можно достойно выйти из любой непростой ситуации.
http://file-rf.ru/context/1195