Эта статья колумбийского писателя и журналиста Габриэля Гарсии Маркеса
впервые была опубликована в 1977 году. Она отражает события только первого
этапа Операции Карлота, закончившегося разгромом интервентов, вторгшихся в
Анголу, и началом вывода регулярных кубинских войск в 1976 году.
Ниже следует несколько отрывков.
Тем не менее, было много случаев, когда добровольцы
"обходили" фильтры отбора. Известны случаи, когда
квалифицированному инженеру удалось сойти за водителя грузовика,
высокопоставленному служащему - за механика, а женщина почти смогла
притвориться рядовым солдатом. Известен случай, когда юноша, отправившийся
без разрешения своего отца, встретился с ним в Анголе - тот тоже уехал
тайком от семьи.
Проходившая в течение девяти месяцев мобилизация человеческих и
материальных ресурсов превратилась в почти невероятную эпопею. Дряхлые
"Британии", на которые поставили тормозные системы от советских
Ил-18, постоянно совершали, казалось, невозможные рейсы. При обычном
взлетном весе в 185 тысяч фунтов они много раз летали с весом до 194 тысяч,
что превышает все допустимые нормы. Летчики, обычное рабочее время которых -
75 часов в месяц, набирали иногда до 200 часов. Как правило, на каждом из
трёх самолетов "Британия", участвовавших в выполнении этой задачи,
было по два экипажа, подменявших друг друга во время полета. Но один летчик
вспоминает, что он не вставал со своего кресла в течение 50 часов в полете
туда и обратно. При этом он сам вёл самолет 43 часа.
"Были моменты, когда я чувствовал себя настолько усталым, что,
кажется, больше устать уже невозможно",
- говорил он без претензии на героизм. В той обстановке, если
учесть разницу во времени, пилоты и стюардессы теряли счет времени и
ориентировались лишь по самочувствию: ели, когда хотелось есть, спали, когда
хотелось спать.
В доме министра УНИТА, который жил с комфортом, подобающим его
рангу, бойцы МПЛА нашли хранившиеся в холодильнике внутренности и кувшины с
замороженной кровью съеденных пленников.
Об убежденности Фиделя в победе свидетельствует такой факт:
подразделение МПЛА с целью сдержать натиск танковой колонны войск ЮАР было
вынуждено взорвать мост; узнав об этом, Фидель Кастро тут же
радировал:
"Не взрывайте больше мостов, как потом будете их
преследовать?"
И был прав. Спустя несколько недель кубинским и ангольским саперам
придется за 20 дней отремонтировать 13 мостов, чтобы позволить войскам МПЛА
настичь убегавших в панике интервентов.
Статью полностью читайте на сайте
tiwi.com