![](http://pics.livejournal.com/lnago/pic/001ww80e/s320x240)
Автор: Игорь Маев
Пожалуй, в нашей стране уже все знают, что в странах Евросоюза автомобильный парк обновляется достаточно часто. Это справедливо и для легковых автомобилей, и для грузовиков, и для автобусов. И если хочешь увидеть большое количество «автодинозавров» на улицах городов и загородных трассах, то надо ехать куда-нибудь в Индию, Пакистан, Афганистан или некоторые другие, не европейские страны, в которых подобный «антиквариат» либо до сих пор собирается, либо поступает в большом количестве из той же Европы, а затем после определенного ремонта и некоторых переделок эксплуатируется еще лет двадцать. Но, оказывается, бывают и исключения, и одно из таких исключений находится в самом Евросоюзе. Это - Мальтийская республика, или просто Мальта. Страна не очень давно вступила в престижный европейский клуб, и некоторые вещи в ней еще заметно отличаются от аналогичных вещей в других (особенно более старых) его членах. Мальта - настоящий заповедник автобусных «динозавров».
По дорогам этой очень небольшой страны до сих пор вовсю разъезжают автобусы, производители которых или уже давно приказали долго жить, или достаточно давно не занимаются их производством, а если и занимаются, то те модели, которые здесь все еще эксплуатируются, давно должны стоять в их заводских музеях. Большая часть мальтийских автобусов принадлежит к 50-м или к началу 60-х годов прошлого века. Хотя, бывают более старые и более новые образцы. Всего автобусов в стране более пятисот. Самым интересным фактом является то, что машины являются собственностью водителя и, соответственно, могут передаваться по наследству. Это значит, что на многих из них ездили деды и отцы нынешних владельцев. Водители-собственники нанимаются муниципальными властями для перевозки пассажиров на утвержденных маршрутах. Существуют и определенные требования к машинам, они должны быть выкрашены в один и тот же цвет (на острове Мальта это - желтый плюс оранжевые полосы, а на острове Гоцо - серый и красная полоса). Внутри все машины должны быть оборудованы кассовым аппаратом, выдающим пассажирам билеты. Если быть точным, то билеты из кассового аппарата выдает сам водитель, он же принимает деньги и отдает сдачу.
Все водители работают через день, это значит, что одновременно на маршруты выходит половина от общего парка автобусов Распоряжения о том, какому водителю работать на каком маршруте, поступают из центрального офиса. Этот центральный офис также ведает распределением автобусных билетов между продавцами билетов на автовокзале Валетты. Все билеты продаются только водителям автобусов.
Рассказывая о самих автобусах, несомненно, нужно сказать сначала несколько слов об их производителях. Большую часть автобусов на Мальте представляют английские марки Leyland и Bedford, ведь Мальта на протяжении почти двух столетий была британской колонией. Компания Leyland в прежнем виде уже давно не существует, а от названия Bedford остались лишь одни воспоминания. Среди других марок встречаются автобусы марки Dodge (данная марка в Европе известна исключительно легковыми автомобилями, микроавтобусами и внедорожниками), Ford (в Европе также уже забыли о больших, полноразмерных автобусах от легендарного американского производителя) а также Scarnif. Scarnif - маленькая местная кузовная фирма, производящая автобусные кузова на шасси известных компаний (MAN, Volvo), на дорогах страны можно встретить и более новую продукцию этой фирмы. Нередко можно встретить и автобусы марки AEC. Тем, кто не в курсе, можно напомнить, что английская компания AEC (Associated Equipment Company Ltd), позже перешедшая под контроль British Leyland Motor Corporation, на протяжении многих лет (вплоть до 1979 года) выпускала внутригородские автобусы, и (в том числе) знаменитые лондонские дабл-деккеры, ставшие одним из символов британской столицы. Продукция с маркой AEC экспортировалась не только в британские колонии, но и в ряд других стран, таких как, например, Нидерланды. На Мальте автобусы AEC - одноэтажные и самая популярная модель - LT Swift.
Все старые автобусы нередко (и это понятно) подвергались ремонту и переделкам. Заменялись не только начинка (на многих автобусах, например, автоматические коробки передачи были заменены на ручные), но и все, что можно отнести к пассажирскому салону, а также даже целые элементы кузова. Поэтому, внешний и (особенно) внутренний вид многих мальтийских автобусов уже сильно отличается от первоначального оригинала. Также многие автобусы на Мальте испытали на себе и творчество их владельцев, что выражается в различных картинках и надписях, а также, например, в прикрепленных изображениях подков, наверное, для большей удачи. На одном из автобусов, курсирующих между столицей Валлеттой и одним из ее городов-спутников, можно даже прочитать слова святого Иоанна из священного писания: «Только в Иисусе твое спасение». Если принимать внимание тот факт, что подавляющее число мальтийцев являются ревностными католиками, то водитель автобуса, поместив данную цитату, не имел ни малейшей доли юмора или иронии. Такое творчество водителей-владельцев автобусов делает каждый автобус индивидуальным и выделяет его среди остальных, наподобие того, что отличает один похожий дом от другого. Сравнение с домами справедливо еще и с другой стороны: Вы можете встретить рядом два дома, которые были построены примерно в одно и то же время. Однако, у одного крыша уже покосилась, а у другого как новенькая, в одном доме лестница обшарпанная, а в другом свежевыкрашенная… Во всем этом вина (или заслуга) владельцев дома. С мальтийскими автобусами - то же самое, одни автобусы все еще сияют не смотря на их почтенный возраст, а некоторые уже просятся заехать в автомастерскую. В одних салон выглядит опрятно, кресла обиты новым материалом или дермантином, и прикреплены они к полу надежно (от чего не шатаются), в других - все наоборот. Для справедливости надо сказать, что первая категория все же преобладает, и прокатится по маршруту на одной из таких машин не только интересно, но также приятно. Хотя ясно, что никакой ремонт не может обеспечить автобусу, произведенному, например, в середине пятидесятых годов прошлого века, тот уровень комфорта, который обеспечивает новый, современный «городской извозчик».
Возможно, у многих возникнет сразу вопрос: «Так почему не заменить все эти давно отслужившие свое машины на новые? » Дать ответ будет не очень просто. Все знают, что автобус (даже городской) - удовольствие достаточно дорогое. Стоимость современного внутригородского автобуса составляет несколько сотен тысяч Евро, и чаще всего позволить себе его купить могут либо частные компании, либо муниципальные органы власти (часто получающие для этого государственные субсидии). Окупить такую машину тоже не очень просто, цены на билеты (как правило) контролируются властями, которые следят за тем, чтобы общественный транспорт был доступным для всех граждан. На Мальте стоимость проезда внутри города даже дешевле, чем в Москве! Вторым очень важным фактором (а он может быть даже важнее первого) является то, что мальтийский автобус уже давно стал визитной карточкой страны, элементом его колорита и воплощением мальтийского стиля жизни. Для страны, где очень большая часть дохода поступает от въездного туризма, это очень важно. Утратить такой автобус, пожалуй, равнозначно утрате нескольких крепостей или фортов, принадлежавших знаменитому Мальтийскому Ордену, на которые ежегодно приезжают посмотреть туристы со всего мира. Однако, время берет свое. Автобус, как бы хорошо не ухаживали за ним, не может служить бесконечно долго. В последнее время на дорогах страны стали появляться современные машины, по типу тех, что передвигаются в большинстве европейских городов. Этими новыми первопроходцами стали китайские автобусы King Long и турецкие BMC, хотя, в меньшем количестве есть и машины других производителей, включая уже известный местный Scarnif. Но настоящая угроза для знаменитых мальтийских автобусов в данный момент - не их возраст. Настоящая угроза - бюрократы из Евросоюза и законы, касающиеся стандартов двигателей в отношении загрязнения окружающей среды. Разумеется, что знаменитый «антиквариат» даже близко не приближается к этим стандартам. Мальта долго держалась в стороне от политических блоков и союзов и на многие вещи, происходящие за ее пределами, могла смотреть со стороны, но недавнее вступление страны в ЕС заставляет ее правительство считаться с правилами и законами этой организации. Поэтому, появилась еще одна причина для тех, кто никогда не был на Мальте, посетить эту очень интересную страну как можно скорее. Иначе, однажды приехав туда, можно будет не увидеть то, что всегда отличало ее от многих соседей и вносило дополнительный незабываемый колорит.
![](http://pics.livejournal.com/lnago/pic/001wx352/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/lnago/pic/001wy51w/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/lnago/pic/001wz9b7/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/lnago/pic/001x0f2z/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/lnago/pic/001x1r9b/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/lnago/pic/001x2tdt/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/lnago/pic/001x3ga0/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/lnago/pic/001x4aq8/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/lnago/pic/001x5ygk/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/lnago/pic/001x6zta/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/lnago/pic/001x7ccp/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/lnago/pic/001x8kw7/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/lnago/pic/001x9zze/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/lnago/pic/001xa36w/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/lnago/pic/001xbp82/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/lnago/pic/001xcbaf/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/lnago/pic/001xdwtf/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/lnago/pic/001xeyqk/s320x240)
текст взят
здесь