Дочитываю Дочерей Джефферсона (
Jefferson's Daughters by Catherine Kerrison), относительно новую книгу, связывающую в единое целое множество разрозненных фактов о жизни трех дочерей Томаса Джефферсона: Марты и Марии - единственных выживших детей первой и единственной, рано умершей в родах жены Марты, и Харриет - единственной выжившей дочери Салли Хеммингс, рабыни Джефферсона. Керрисон беспристрастна, насколько может быть беспристрастным историк, придерживающийся фактов и избегающий домыслов. Автор воссоздает картину жизни женщин, свободных и рабынь, основываясь на письмах, дневниках, и свидетельствах очевидцев.
Картина, надо сказать, безрадостная. Потеря детей, ранняя смерть в родах или от загадочных болезней, ограничения во всем - от образования до... да до всего. Даже великий (без кавычек, несмотря ни на что) Джефферсон не видел для женщин жизни вне семейного круга, и любое образование, которое не готовило девочек к роли жены, обеспечивающей уют и покой для мужа-хозяина, считал бесполезным и даже вредным. Для женщин, которые не были законными дочерьми, тем более белыми, и такого образования было слишком много. По вирджинским законам, дети рабынь оставались в рабстве, независимо от того, кто был их отец (в противоречии с английским правом, по которому положение детей определялось по отцу); это давало плантаторам и их сыновьям возможность насиловать своих рабынь, не задумываясь о последствиях. По всем божеским законам Салли была сводной сестрой Марты Джефферсон, но по человеческим законам она оставалась рабыней, доставшейся Марте в наследство, вместе с матерью.
Так было не всегда: в начале колониального периода далеко не все африканцы были рабами: многие считались слугами, которые могли заработать себе свободу в течение определенного количества лет, выкупиться самим и купить кусок земли, завести семью, жить не хуже своих белых соседей. Увы, это их относительное благополучие явно противоречило интересам плантаторов, которым нужна была полная и абсолютная власть над своей рабочей силой; им совершенно необходимо было иметь на своей стороне моральный авторитет закона и религии, чтобы не сомневаться в своем праве покупать и продавать рабочую силу - и убивать, если эта рабочая сила вздумала бы протестовать. Законы, поэтому, менялись в течение столетия, чтобы к середине восемнадцатого века выработать систему, в которой не рабство или свобода, а именно цвет кожи стал решающим фактором для определения юридического статуса человека. Последним шагом было юридическое закрепление невиновности любого белого при нанесении телесных повреждений или даже убийства любого темнокожего, поскольку любой темнокожий был, по природе своей, рабом и ни в коем случае не мог считаться равным белому.
Проблема оказалась в том, что свободный доступ белых хозяев к телам чернокожих женщин привел к тому, что цвет кожи многих рабов постепенно светлел: поскольку многие рабовладельцы жили со своими рабынями вполне открыто (substitute wives для вдовцов, вроде отца Марты, или наложницы для неженатых сыновей), положение этих женщин и их детей было получше тех, кто работал на плантациях. Светлая кожа до сих пор считается признаком более высокого социалного статуса даже среди афроамериканцев, многие из которых сохраняют предрассудки, идущие из прежних веков, не задумываясь особенно об их происхождении. Еще одно последствие, о котором многие не задумываются, - отношение к темнокожим женщинам как к скоту, производящему дополнительную рабочую силу. Сегодняшние многочисленные подростковые беременности в среде темнокожей бедноты, молодые мужчины, для которых женщины и дети не представляют никакой ценности, рэп с его восприятием насилия над женщинами как естественного положения вещей - корни уходят туда, в законодательство семнадцатого века, которое утверждало, что дети чернокожих женщин - такие же недолюди, как и их матери.
Надо сказать, что это не с вирджинских плантаторов началось: их испанские и португальские предшественники, осуществившие геноцид коренного населения за несколько столетий до появления поселенцев в Вирджинии, точно так же насиловали индейских женщин и пользовались их детьми как рабочей силой, которая ни при каких условиях не может быть равной белым хозяевам. Нынешнее положение с насилием по оношению к женщинам в Латинской Америке, опять же, - наследство колониальной системы, с которой, вроде бы, давно покончено, но последствия - вот они, невооруженным взглядом видны.
Хотелось бы найти светлое пятно в истории третьей дочери автора слов о том, что all men are born equal... но сам он не считал равными себе никого, кроме белых мужчин своего круга. Ну, и на том спасибо, что не мешал старшей дочери, Марте, давать какое-никакое, а образование своим девочкам. Что касается Харриет и ее братьев, то он так и не выполнил обещания, данного Салли, освободить ее детей по достижении двадцати одного года. К тому времени его связь с темнокожей рабыней уже достаточно широко обсуждалась, и освободить четырех совершеннолетних здоровых и умелых рабов без видимого основания - значило бы подтвердить слухи, которые все его официальные потомки гневно опровергали до самого конца двадцатого века... поэтому он дал им уехать из Вирджинии и объявил их беглыми. Все знали, где сыновья живут, но никто их не пытался вернуть в Монтичелло. А где жила Харриет, никто и не знал. Джефферсон
велел выдать ей пятьдесят долларов и стоимость проезда куда ей там нужно было; по слухам, она добралась до Вашингтона, там и осталась жить, выдавая себя за белую (на семь восьмых она и была белой, хотя закон ее никогда бы такой не признал). Говорят, была красива, вышла замуж за белого вашингтонца, никогда не поддерживала связей ни с кем из семьи, чтобы сохранить тайну... дай-то бог, все для нее и обошлось.
Посмотрите, кстати, на фотографии женщин по ссылкам (прошу прощения, но возиться с фотографиями не получится сейчас: Анита Хеммингс, по слухам, внучатая племянница Салли, скрыла свое происхождение, чтобы попасть в Вассар - и скрывала практически до самого выпуска. Да и дальше, вместе с мужем они до конца дней passed for whites - единственный способ жить "нормальной жизнью" в те годы. Их дети и не знали о семейной истории... Харриет вполне могла выглядеть именно так.
https://vq.vassar.edu/issues/2002/01/features/passing-as-white.html https://www.monticello.org/getting-word/people/jillian-atkin-sim
Оригинал этого поста по адресу
https://lm644.dreamwidth.org/83271.html, комментируйте только там, используя
OpenID.
Комментарии: