Dec 25, 2010 17:16
Из 100% деловых писем, которые я получаю, 99,9% написаны откровенно бездарно. С точки зрения любого параметра: достижения цели, конкретности и понятности, орфографии и даже обыкновенной вежливости, письма эти никуда не годны, кошмарны и невежественны. Именно так: не меньше.
Из самых распространенных ошибок:
- мне подробно рассказывают о своих интересах. О моих речи просто не идет. (Из последнего: "Меня зовут Дмитрий, я начинающий предприниматель, мне нужно с Вами встретиться (на 10-15мин.) и переговорить по направлениям: становления и развития бизнеса … …")
- письмо написано невежливо, но человек так не хотел - случайно получилось ("С ув." вместо "С уважением" - один из нагляднейших примеров)
- письмо просто оскорбительно: к примеру, люди умудряются давать советы тому, у кого просят помощи ("Мы тоже хотим создать клуб предпринимателей в Новосибирске, поделитесь, пожалуйста, опытом. Кстати, вам стоит принимать в клуб не только владельцев бизнеса: тогда ваша аудитория будет шире").
- вообще не понятно, что хочет человек получить в ответ на свое письмо (см. пример выше: что хочет получить тот, кто просит: "поделитесь, пожалуйста, вашим опытом"?.. Подробное (по дням) описание 8-милетней истории клуба?..)
И если бы я знала хоть один толковый семинар (тренинг) по навыкам делового письма, я бы отвечала на такие письма очень коротко: ссылкой на этот семинар :).
Но покуда таких (толковых) семинаров я не знаю (сразу как найду - сама пройду в первую очередь), читайте классическую литературу…
Это отрывок из книги Дюма «Три мушкетера». Немного предисловия: мушкетеры хотят предупредить своего друга в Англии о том, что ему угрожает опасность. Но как на грех, идет война Англии с Францией, и письмо французов англичанину само по себе может быть воспринято, как предательство, если попадет в руки шпионов кардинала…
«д’Артаньян: Я напишу ему письмо примерно такого содержания…
- Послушаем, - сказал Арамис, заранее придавая своему лицу критическое выражение.
- «Милостивый государь и любезный друг…»
- Ну да, писать «любезный друг» англичанину! - перебил его Атос. - Нечего сказать, хорошее начало! Браво, д’Артаньян! За одно это обращение вас не то что колесуют, а четвертуют.
- Ну хорошо, допустим вы правы. Я напишу просто «Милостивый государь».
- Вы даже можете написать «милорд», - заметил Атос, который всегда считал нужным соблюдать принятые формы вежливости.
- «Милорд, помните ли вы небольшой пустырь за Люксембургом?»
- Отлично! Теперь еще и Люксембург! Решат, что это намек на королеву-мать. Вот так ловко придумано! - усмехнулся Атос.
- Ну, хорошо, напишем просто: «Милорд, помните ли вы тот небольшой пустырь, где вам спасли жизнь?..»
- Милый д’Артаньян, вы всегда будете прескверным сочинителем, - сказал Атос. - «Где вам спасли жизнь»! Фи! Это недостойно! О подобных услугах человек порядочный не напоминает. Попрекнуть благодеянием - значит оскорбить.
- Ах, друг мой, вы невыносимы! - заявил д’Артаньян. - Если надо писать под вашей цензурой, то я решительно отказываюсь.
- И хорошо сделаете. Орудуйте шпагой и мушкетом, мой милый, в этих двух занятиях вы проявляете большое искусство, а перо предоставьте господину аббату, это по его части.
…..
Арамис взял перо, немного подумал, написал изящным женским почерком девять-десять строк, и затем негромко и медленно, словно взвешивая каждое слово, прочел следующее:
«Милорд!
Человек, пишущий вам эти несколько строк, имел честь скрестить с вами шпаги на небольшом пустыре на улице Ада. Так как вы после того много раз изволили называть себя другом этого человека, то и он считает долгом доказать свою дружбу добрым советом. Дважды вы чуть было не сделались жертвой вашей близкой родственницы, которую вы считаете своей наследницей, так как вам неизвестно, что она вступила в брак в Англии, будучи уже замужем во Франции. Но в третий раз, то есть теперь, вы можете погибнуть. Ваша родственница этой ночью выехала из Ларошели в Англию. Следите за ее прибытием, ибо она лелеет чудовищные замыслы. Если вы пожелаете непременно узнать, на что она способна, прочтите ее прошлое на ее левом плече».
- Вот это превосходно! - одобрил Атос. - Вы пишите, как государственный секретарь, милый Арамис. Теперь лорд Винтер учинит строгий надзор, если только получит это предостережение, и если бы даже оно попало в руки его высокопреосвященства, то не повредило бы нам.