[Мы и выборы в США] Как легко не заметить очевидного, когда всей душой чего-то хочешь.

Nov 09, 2016 13:20


Вчера до часу ночи смотрела выборы президента США. Было круче любого детектива)))

И самое интересное началось тогда, когда стало ясно: Трамп уходит далеко вперед!

Уверенность и даже некая дежурная скука на лицах комментаторов на главных каналах (другие не смотрела) сменились растерянностью: как же так, мы, представители независимой прессы, знали абсолютно точно, что президентом будет Клинтон, что пошло неправильно?

Журналисты реагировали на происходящее от "шапками закидаем" до "как это мы просмотрели" до "что Хиллари не сделала, чтобы выиграть" до "демократы поставили не на ту лошадку".

Я, конечно, не ясновидящая))). Но тоже журналист по первой профессии, причем мои политические изыскания пришлись на самый разгар перестройки, реформ и пост-реформаторства, я была политическим обозревателем на съездах нашей верховной власти (ее название сменилось несколько раз) и даже получила премию за эту работу.

Поэтому могу со знанием дела сказать, что именно масс-медиа, всей душой желавшие победы Хиллари, и подтолкнули ее к яме, а Трампа - к триумфу.

И в этом жизнь даже самых крутых профи ничем не отличается от жизни простых смертных: хотят одного, а делают прямо противоположное и не замечают очевидного до тех пор, пока не разобьют фейс о тейбл.

Количество знаний и опыт анализа в этом случае отказывает напрочь. Срабатывают триггеры даже у самых умных, уравновешенных и продвинутых.

Собственно, предсказать победу Трампа, наблюдая за развитием событий, было совсем не сложно. Даже не ясновидящим))). И коллеги могли бы очень конкретно повлиять на исход событий, если бы на самом деле понимали, что хотят и что делают.

Во-первых, Трамп апеллировал к традиционным ценностям “простого” человека - предсказуемости, желанию стабильности, сохранению того, что представляет гордость нации (“Сделаем Америку великой СНОВА” - сильнейший триггер). Об этом мы слегка говорили раньше (“Трамп совсем тупой?”)

Во-вторых, временами он нес что попало и этим создавал впечатление “открытого парня” (у меня было подозрение, что он делал это осознанно, потому что знал, на какой электорат делает ставку. И это сработало).

И чем больше нес, тем больше на него ополчались масс-медиа. Каждые новости начинались и заканчивались сообщениями о том, какую очередную опасную глупость нес этот тупой выскочка, над которым можно смеяться. Я не смотрела новости, но слышала знакомую мелодию “трамп-трамп-трамп-па-па). Даже младенцы, думаю, это имя запомнили.

В-третьих, скандал с якобы обиженными тетками, которых он тридцать лет назад хватал за причинные места. Хиллари на этом построила целую стратегию, причем настолько голосистую, что поневоле пришлось вспомнить, что вытворял с юными сотрудницами ее собственный муж, будучи законным Президентом США. Что никак не добавляло ей позитивной популярности.

В-четвертых, это хроническое кликушество: “Как вы можете голосовать за такого циничного тупаря!”.

Чем больше кликушества, тем больше молчаливого большинства переходили на его сторону. Ну, хотя бы просто из сопротивления. Как известно из курса школьной физики, на всякое действие существует равное противодействие)). И вообще, мало ли у кого что было тридцать лет назад...

Ну да, мы видели энергичного, несущего что попало мужика, который заявлял, что найдет общий язык “даже с  Путиным” и прекратит угрозы Америке, откуда бы они ни шли, - и все больше озлобляющуюся тетку, которая на глазах старела.  И если начало ее кампании было обращено к молодежи и инноваторам всех направлений и обещало поддержку в переменах (и это на самом деле то, что нужно не только Америке), то к кому она обращалась в конце, кто был ее целевой аудиторией, стало вообще непонятно. Плюс ее собственные скандалы, в том числе по поводу сомнительного окружения….

Да, все масс-медиа дружно отметили, что народ проголосовал за перемены. Ирония судьбы - носителем перемен, человеком, способным делать дело, выступил тот, кто обращался с призывом СОХРАНИТЬ и ВЕРНУТЬ! Он-то до конца знал, к кому обращается. А коллеги-журналисты, растопыривая пальцы в собственной проницательности, этого попросту не поняли и потому не заметили очевидную вещь.

Да, Трамп - шоумен, и его шоу “Apprentices”  было весьма популярным в среде деловых людей и селебрити. Оно было и весьма обучающим, и прежде всего обучающим работе в команде. И оно было таргетировано очень четко, поэтому и продержалось много сезонов.

Почему-то этот факт пролетел мимо осмысления журналистским миром. Но именно это основа любого успеха - вне зависимости от того, хочешь ты его в личной жизни, в маленьком бизнесе или на международной арене. Хочешь быть успешным - понимай, с кем имеешь дело, и выбирай соответствующую модель поведения.

Кстати, и финансовые прогнозы масс-медиа не оправдались. Всю ночь нас давили и пугали тем, что в случае победы Трампа мировой финансовый рынок рухнет.  И кто-то даже начал избавляться от акций, чтобы нечаянно не пролететь.  А он взял и не рухнул. Люди живут своей жизнью.

Вполне возможно, что на этом точка не поставлена и Клинтон потребует пересчета (еще не слушала ее речь). Но это неважно.

Уроки получены. Один из самых главных сформулировал за завтраком мой муж, который отнесся к поражению демократов очень болезненно: “Сидя в своем пузыре, очень сложно понять и принять точку зрения человека, живущего в другом контексте. Поэтому все это не о них, а обо мне”.

Мы на самом деле живем в разных пузырях-контекстах даже с близкими людьми и потом удивляемся, что получаем совсем другие результаты.

Одно это понимание помогло нам с мужем найти очень быстрый консенсус в вопросе, за который мы сражались годами)))). Спасибо Дональду и Хиллари!

маркетинг, целевая аудитория, выборы в США

Previous post Next post
Up